60 лет вместе с Вами

Наша школа родилась в далеком 1957 году на основе балетной студии при театре оперы и балета.

Интересна предыстория. Бурные 20-40-е годы прошлого века, отшумела гражданская война, в стране разруха, голод, только начинается подъем экономики государства. Все силы собраны в кулак. Опять война, опять разруха. Казалось бы, о каком балете может идти речь?

Харьков был столицей, увлечение оперным театром в городе было чрезвычайно велико.

1973 год, первый набор в подготовительные группы мальчиков

И уже в то время думали об искусстве - искусстве для народа. Появился спрос на новые идеи, новые таланты. Бурно развивалась литература, музыка, танцевальное искусство.

Театры представляли собой жалкое зрелище, но в них был энтузиазм, настоящие увлеченные люди, настоящие декорации, парикмахеры, костюмеры... Была искренность, любовь к искусству.

В это время стал ощущаться недостаток кадров - практически отсутствовали педагоги, которые могли бы распознать и вывести в жизнь нарождающиеся таланты, не было сети школ, студий, в театрах была острая нехватка талантливых актеров, обученных актерскому мастерству высшего уровня. Встал вопрос: как обеспечить театры оперы и балета исполнителями? Ведь было всего несколько хореографических школ на всю страну, музыкальных школ не на много больше. Так был взят курс на развитие системы музыкального и хореографического образования, появились новые хореографические школы.

На этой волне возникла и наша школа. В 1957 году она представляла собой маленькую студию, в которой занималось около 50 человек. Многие из них стали впоследствии профессиональными танцовщиками. Случилось

1976 год. Ученицы 5 класса (выпускного) педагога Куликовой Веры Гавриловны

событие - первый выпуск Киевского хореографического училища, первые 12 человек, которые приехали в Харьков. После широкого и красочного Крещатика серые харьковские улицы, мрачный промышленный город. Но в нашем городе был дух - особый дух творчества. Стал формироваться коллектив педагогов. Именно в те годы, усилиями ее основателей и первых руководителей В.А.Балацкого, Л.А.Толкачевой, прекрасных педагогов В.Ф.Барановой, Н.Н.Виноградовой, З.В.Дьяченко, В.А.Денисенко, М.Л.Сатуновского, Г.Д.Хоменко, А.В.Отрадина, Г.М.Серебряковой, Б.М.Приступа и других, был заложен фундамент обучения хореографическому искусству на основе лучших классических традиций.

Вскоре школа переехала в здание в переулке Короленко, потом в здание сегодняшней 17-й музыкальной школы. Все шло своим чередом.

В том первом трудовом наборе из 12 человек, приехавших в Харьков, была и нынешняя директор школы Наталья Александровна Ржевская. Она стала первой балериной, которая открыла двери общенаучного факультета Харьковского университета им. Каразина. Пришло время выпускных госэкзаменов и Наталью Александровну вызвали «на ковер»: «Будете работать директором школы и никаких нет!». С тех пор вот уже более 35 лет она бессменно руководит школой.

1977 год, учащиеся 4 класса с педагогом Ржевской Н.А. Четвертая справа - Юрьева
Люся, шестая справа - Жемчугова Таня. После окончания Киевского хореографического
училища стали профессиональными танцовщицами.

С чего начать? Как дальше развивать школу, методику обучения? Увлеклись японской системой - стали заниматься с маленькими детьми от 3 лет. Было три высоких комиссии министерства культуры: «Нет, ну вы объясните, кто дал вам право работать с детьми трехлетнего возраста?» Так мы впервые ввели уроки творчества для самых маленьких. Теперь в России и Польше есть лицензированные программы обучения детей от 4 лет.

Хорошей идеей стало вовлечение детей в игру на большой сцене. Практика детей в оперном театре сыграла очень важную роль, нам удалось сделать хорошие концерты на большой сцене.

В школе были уже несколько классов, несколько известных педагогов, дети занимались во вторую смену. Это был третий этап развития, через который мы прошли.

1979 год. Школа получила новое просторное светлое здание. Мы открылись впервые в полном формате - появился специализированный класс с обучением в общеобразовательной школе. Школа стала работать с 8 утра, появился даже школьный автобус, который собирал детей по всему городу и привозил на занятия.

Чиновники управления образования смотрели на нас тогда довольно примитивно: «Кто дал вам право отменять уроки физкультуры?». Но новые подходы, новые программы обучения детей дали школе большой толчок - мы всегда работали по программе профессионального хореографического училища, а не только эстетического воспитания. Сейчас пришло время стать профессиональной школой.

Мы впервые открыли группы для маленьких детей - сначала для 6 лет, потом пяти, а в 1998 году - для совсем маленьких детей в возрасте 3 лет. Нас спрашивают, как можно с такими детьми работать и чему их можно научить? Оказывается можно, с ними очень интересно работать, они меняются прямо на глазах.

В 1981 году на сцене Харьковского театра оперы и балета им. М.В.Лысенко состоялась премьера первого полного детского спектакля в постановке М.Сильванского - «Мальчиш-кибальчиш», либретто И.Якимовой по мотивам произведения Аркадия Гайдара. Партию Мальчиша исполнил Р.Гарагана, в роли Плохиша выступил В.Бунин. Газета «Культура и жизнь» писала: «Музыкальный язык балета отличается образной мелодией, танцевальностью, мастерством. Драматургию композитор строит системой лейтмотивов, каждый из которых раскрывает в развитии известные образы романтического рассказа о подвиге маленького героя. Во вступлении в противоборстве поданы темы красных всадников и буржуев, как-бы представляя основной конфликт произведения. На этой музыке построен хореографический рисунок романтического образа Красного всадника. Ярким контрастом воспринимается следующий эпизод, который отражает труд хлеборобов, пахарей, сеятелей, косарей. Балетмейстер И.Якимова нашла выразительное пластическое решение для каждого героя, удачно строит массовые сцены.»

Несмотря на пережитый хаос в стране в 90-е годы, резкое снижение рождаемости, тотальное увлечение компьютерами и английским, огромный отток детей из школы, мы понимали, что традиционная система образования принесет свои плоды и за нами будущее. Мы сможем составить костяк любого оперного театра.

В 1994 году состоялась премьера балета-сказки «Щелкунчик» в редакции Вайонена, которая была изначально сделана для Ленинградского хореографического училища и отличается высокой сложностью хореографии. Мы перенесли эту хореографию без купюр и сокращений. Одни снежинки чего стоят! Великолепные декорации, костюмы, профессиональная игра детей всех возрастов дали балету долгую жизнь, он периодически идет на нашей сцене до сих пор.

Затем последовал целый ряд прекрасных постановок. Приглашаем вас познакомиться с ними поближе.

Опыт школы позволил совместить хореографическое, музыкальное образования с общей системой образования, процесс обучения стал сквозным - от первых классов до хореографического училища.

Народный танец, модерн, характерный танец - все виды танца вышли из классического. Кто прошел через классический танец, тот может танцевать все - от высокого искусства до цирка. Мы смогли поставить четкую систему обучения и стараемся мотивировать детей учиться. Научить нельзя, можно только научиться, научиться универсальному языку танца, понятному всем.

Все последние конкурсы, в которых участвуют наши ученики, показывают высокий рейтинг школы. Международное признание школа получила в результате гастрольных туров нашего детского балетного театра по странам Европы, Азии, Америки.

Мы полны планов, школу ждет модернизация, мы добавим новые формы обучения, постараемся заинтересовать еще больше детей, их родителей. Приходите к нам, посещайте наши спектакли, концерты. Мы рады вас видеть!

Новости школы