pas de trois
(па де труа, франц., букв. - танец втроём), одна из разновидностей классического ансамбля, включающая трёх участников. Как и другие формы ансамбля, pas de trois имеет каноническую структуру: вступление (entree), adagio, вариации каждого из участников, общая кода (coda). Однако в отличие от pas de deux, несущего в основном действенные драматургические функции, pas de trois, как правило, в балетах 19 в. имело дивертисментный (вставной) характер. В нём обрисовывались преимущественно не главные герои, а их друзья и окружение, среда действия, эмоциональная атмосфера и др. ("Пахита", балетм. М. И. Петипа; "Океан и две жемчужины" в "Коньке-Горбунке", pas de trois из 1-го акта "Лебединого озера" - оба балетм. А. А. Горский). Стремясь к усилению действенности хореографии, современные отечественные балетмейстеры при постановке классических спектаклей порой вводят pas de trois главных героев ("Лебединое озеро", балетм. Ю. И. Григорович). В современном балете каноническая форма pas de trois почти не встречается (в форме pas de trois балетм. В. И. Вайнонен пост. "Танец пастушков" в "Щелкунчике", 1934), но популярна в жанре хореографической миниатюры (Па де труа на музыку разных комп.озиторов, балетм. Л. В. Якобсон, Па де труа на муз. Б. Бриттена, балетм. А. М. Полубенцев). Обычно же танцевальное трио строятся более свободно, в зависимости от характера действия (Данила, Катерина, Хозяйка Медной горы - "Каменный цветок" в пост. Григоровича).