действенный танец
танец, воплощающий развитие действия балетного спектакля. В 18-19 вв. носил название pas d'action, в отличие от канонических форм pas de deux, pas d'ensemble и др. Например, танец Ганса с вилисами во 2-м акте "Жизели", сцена Авроры, Дезире и феи Сирени с нереидами во 2-м акте "Спящей красавицы". Действенный танец в качестве основы балетного спектакля утверждали Ж. Новер и Ш. Дидло, сближая его с пантомимой. В кон. 19-нач. 20 вв. понятие действенного танца приобрело более широкое значение, оно стало охватывать все разновидности танца, развивающего действие, в отличие от дивертисментного танца (см. Дивертисмент), выражающего не действие, а состояние, и пантомимы, раскрывающей действие, но нетанцевальными средствами. Действенный танец - главное выразительное средство сюжетного балета, бессюжетный балет не имеет действенного танца. В русском балете в 1920-40-е гг. были созданы выдающиеся образцы действенного танца (массовые народно-танцевальные сцены в спектаклях В. И. Вайнонена, "диалоги" гл. действующих лиц в постановке Р. В. Захарова "Бахчисарайский фонтан", сцена смерти Меркуцио в постановке Л. М. Лавровского "Ромео и Джульетта"), но порой повышение роли действенного танца принимало упрощённый характер, что было связано с отказом от развитых форм ансамблевого и симфонического танца. В 1960-80-е гг. в балете произошло соединение действенного танца со сложными формами симфонического танца. Драматургия балетного спектакля строится на основе крупных танцевальных сцен (воплощающих этапные, узловые моменты развития действия), каждая из которых представляет собой симфонически разработанный действенный танец (в 1-м акте "Спартака": нашествие - страдания рабов - развлечения пирующего Красса - призыв к восстанию; балетм. Ю. Н. Григорович). Действенный танец получил развитие также в постановках балетов на симфоническую музыку ("Ленинградская симфония", балетмейстер И. Д. Бельский).

Словарь

Англ:
A
B
C
D
E
F
G
J
L
P
R
S
T
allegro —
(аллегро, итал. - весёлый, радостный), 1) быстрый, оживлённый музыкальный темп. 2) Часть урока классического танца, состоящая из прыжков. Особое значение allegro как урока подчёркивала А. Я. Ваганова. 3) Классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике. Все виртуозные танцы (entrees, вариации, coda, ансамбли) сочинены в темпе allegro.