Ребенок нового мира

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека.
В. А. Сухомлинский

Детское хоровое пение как искусство развития уникальных духовных и эстетических качеств человека

К идеям эстетического воспитания, в частности, средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой - как с помощью искусства воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния.

В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Например, Аристоксен (около 354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело очищает врачевание, а душу - музыка, как искусство пения со словом». Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «неумеющий петь в хоре». Аристотель (384-322 г. до н.э.) отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста».0 важности. певческого искусства свидетельствуют и труды Цицерона (100 г. до н.э.). Те же мысли высказывали и Квинтилиан, Гораций, Гимерий.

В период античности неоднократно была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания. В средние века всё определялось догмами церкви, но, отвергая античные идеалы, церковь. все же не отрицала чудотворности воздействия хорового искусства. Иоанн Златоуст (350 г. н.э.) писал об устремленности слуха к благозвучию, которое настолько велико, что, увлекшись мелодией, человек с радостью откажется от еды, питья и сна Склонялся перед искусством и Василий Кесарийский (330 г. до н.э.), видевший удивительную силу сплачивать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе дружбы.

В России же хоровое пение главенствовало. Открывались певческие школы. Одно из ранних упоминаний о детском пении - 1621 г., где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах. Появляется новый стиль хоровой музыки - партесное пение, где разделение голосов происходит от 3 до 12, до 16,24 и даже 48 голосов.

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, т.е совместное - это верный показатель духовного здоровья нации. В дореволюционной России все обряды - рождения, венчания, погребения - сопровождались пением. И на всех праздниках наш народ пел. В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте - в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Именно на базе всеобщей певческой хоровой культуры развивалась уникальная музыкальная культура народа. Россия славилась многоголосным хоровым пением, своими удивительными талантами: певцами, композиторами, виртуозами-музыкантами. Огромная роль в музыкальной просветительской деятельности принадлежало учителю, который был всесторонне, в том числе и музыкально образован. Ещё в древности знали, что буква, цифра, нота - родные сестры образования.

В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что, имея отдельные положительные результаты в певческой хоровой работе с детьми, мы вот уже десятилетиями постоянно теряем традиции совместного пения, серьезного отношения к музыке вообще.

Хоровое пение - искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию через следующие:

  • Познавательную
  • Эстетическую
  • Рекреационную
  • Функцию общения

Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, исторический опыт говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека. Отмечается также, что планомерное вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей, т.к. детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослого: детские голосовые связки короткие й тонкие, отсюда и особое звучание детских голосов - легкое, высокое. Также гортань ребенка в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого, и поэтому звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Легкие детей тоже малы по своей емкости, поэтому нет силы звука." Петь хочет и может практически каждый ребенок, а голос - это именно тот инструмент, который доступен каждому.

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Многие дети, повзрослев, так и не научившись петь, слышать и слушать музыку, сохраняют к ней неприязнь. Музыка не ввела их в мир эмоциональных переживаний, не дала радости - и это отражается на характере человека и его отношении. (отрицании) к музыке вообще. Я считаю главным воспитание у ребенка «чуткого музыкального уха» и эмоциональной отзывчивости - именно тех компонентов музыкальности, без которых невозможно приобщить ребенка к миру прекрасного, невозможно и целостное развитие личности.

Мир детства - самый удивительный и неповторимый в жизни каждого человека. Психологами давно установлено, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования. Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер, поэтому результаты такой работы нас полностью удовлетворить не могут. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть "гудошники", - дети; не координирующие голос со слухом, почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом все это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы "медведь на ухо наступил", ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. Многие дети, став взрослыми, так и не научившись петь, сохраняют свою неприязнь к музыке. Музыка не дала им радости, на занятиях они чувствуют себя ущербными, "белыми воронами", и для многих это ощущение отразилось на их характере, отсюда отрицание значения музыки вообще.

Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все налету, и работать с такими одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И мы знаем сотни примеров, когда у опытных педагогов сто процентов детей развивают свой музыкальный слух и голос. Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Так в методике работы с детским хором всегда существовали и существуют различные аспекты. Вообще приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Потому, что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детски садах. Следовательно - пение - является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере всегда актуальны. В процессе обучения пению развиваемся этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом. В наше время вокальное воспитание детей осуществляется в детской музыкальной школе, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе (на уроках музыки). Очень интересно то, что детское пение также способствует исследованиям для медицины, психологии, акустики, педагогики и т.д. Так возникает теория и система музыкального воспитания детей.

Проблема эстетического воспитания средствами искусства, требует углубленного изучения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием и развитием учащихся. Несмотря на все сложности и перипетии в Украине нынешнего времени, хоровое искусство остаётся жизнеспособным. Оно выдерживало соперничество со средствами массовой информации, где в настоящие время зарождаются новые виды творчества. Сегодня в Украине воспитательные организации средств эстетического воздействия на человека, тем более на юного, всё ещё не учитываются в полной мере. И хотя никто не отрицает значения воспитательной роли искусства, но никто и не отслеживает эстетического воздействия поп-культуры. Не ставит барьер против низкосортной художественной продукции в области культуры, в области эстетического образования. Получилось что понятия художественной (позитивной) и антихудожественной (негативной) не входят в нормативы художественно-эстетического воспитания. Если раньше эта проблема решалась силовым путём, преимущественно средствами цензуры, а так же политическими и общественными организациями, при этом не всегда справедливо, то сегодня считается, что каждый образованный человек сможет (должен) сам определять степень позитивного или допустимый уровень негативного во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве.

В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно - исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность ложится на педагога - музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение детей, а следовательно и воспитание маленького человека - будущего полноправного гражданина своей страны! Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает главное - коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Хор - это вид искусства, в котором ученик и учитель - это одно целое. Единство слова, дыхания, мысли, единство творения и создания, единство жизни в искусстве. Осознание того; что ты - маленькая планета в огромной галактике и в то же время - ты и есть Вселенная. Осознание малого в великом и великого в малом.

Шелихова О.Н. (преподаватель музыкальных дисциплин ХХШ)