Творческая деятельность

Гастроли Детского балетного театра в Китае июль - август 2012г.

Китай: открытая дверь в искусство

Детский балетный театр как явление уникальное, известен уже почти 30 лет не только в Украине, но и далеко за ее пределами во многих странах Европы, Азии, Америки, Африки. Его артисты с гордостью представляли свою страну, украинский балет на сценах театров Украины, России, Германии, Франции, Финляндии, Испании, Португалии, США, о. Тайвань, на Канарских островах, в Японии, Египте. Уникальность театра определена рядом свойственных ему особенностей и достижений.

Труппа юных артистов театра – это дети, получающие высокопрофессиональное обучение классической хореографии в Харьковской хореографической школе, которое основано на лучших традициях русского классического балета (школа А.Я.Вагановой). Репертуар Детского балетного театра - это разнообразные, сложные в профессиональном отношении спектакли, со "взрослой" исполнительской техникой. Летние школьные каникулы 2011г. по традиции, для учащихся Харьковской хореографической школы были творчески насыщенными, яркими и плодотворными. Во второй раз юные артисты Детского балетного театра (ДБТ) представляли Украину и Харьков в Китае.

40 лет Моисей водил свой народ по пустыне…, 40 дней путешествовала руководитель ДБТ Наталья Ржевская вместе с творческой командой юных артистов. Гастроли в Поднебесной (12 июля – 22 августа 2011г.) прошли с огромным успехом. Маленькие зрители разных провинций Китая имели возможность познакомиться с хореографическим искусством своих сверстников из далекой Украины.

Программа включала в себя балет-сказку Б.Павловского «Белоснежка и 7 гномов», а также концертный номер на музыку композиторов XIX-XX ст. в исполнении Лондонского симфонического оркестра «Юность Балета».

В рамках гастрольной поездки ДБТ впервые побывал во Внутренней Монголии, на известных китайских курортах «Янь Тай» и «Циндао», расположенных на Желтом море, а в завершении гастрольного тура на юге Китая в городе Шеньжень, где в это время проходила Всемирная универсиада.

Гастрольный тур включал в себя выступления в 15 городах Китая на огромных сценических площадках в уникальных по своей архитектуре театральных сооружениях, представляющих собою целый культурный комплекс, включающий в себя, кроме театра, библиотеку, выставочный зал, музей и парковую зону с обязательным озером. Китай – это единственная в мире страна, где существуют подобные комплексы, архитектура которых разработана канадскими специалистами, строительство осуществляют мэрии городов, а руководит ими единая Пекинская культурная компания.

Во время поездки китайская сторона организовывала для маленьких украинских артистов проживание в 4-х и 5-ти звездочных отелях, полноценное и разнообразное питание, а также уникальные экскурсии: монастырь Шаолинь, Средневековые храмовые комплексы, Великая китайская стена, национальные парки и т.д.

Мой китайский "монолог": откровения души…

Интервьюируют заслуженненного деятеля искусств Украины, художественного руководителя Детского балетного театра г. Харькова (Украина) Ржевскую Н.А.

Беседу провела Котова Елена, театровед.

Наталья Александровна, когда впервые началось Ваше знакомство с Китаем, и что оно для Вас значило?

Я благодарна судьбе, что на моем творческом пути встретились такие яркие личности, как профессор Пин, Люо Кай Хонг, и конечно же директор Китайского культурного центра "Радуга" Чу Фенлей, с которым мы знакомы более 13 лет. А началось все с Международного юношеского конкурса классического танца "Хрустальная туфелька", который традиционно проходит в г.Харькове (Украина) и основателями и учредителями которого являются Харьковская хореографическая школа и Детский балетный театр. Все эти замечательные люди в разное время входили в состав международного жюри. Спектакли Детского балетного театра, увиденные китайскими коллегами, произвели на них очень сильное впечатление, и мы получили приглашение на гастрольный тур в Китай. Это было год назад. Тогда мы посетили ведущие мегаполисы Китая – Пекин, Шанхай и остров Хайнань. Дух захватывает, когда вспоминаешь маршрут вдоль Великой Китайской Стены. Тогда мы впервые познакомились с юными китайскими зрителями. В ходе гастролей были представлены балеты-сказки "Золушка" С. Покофьева и "Белоснежка и семь гномов" Б.Павловского.

Пройдя через такие огромные города и не менее огромные сценические площадки, я не могла представить, что Китай так многолик. Я много читала и осознавала, что сегодня в Китае происходят грандиозные преобразования во всех сферах жизни. Но главное, что я увидела, это то, как меняются люди! Они несут в себе огромную программу созидания. Тогда я впервые поняла, что мы оказались с детьми в Китае с особой объединяющей миссией. Ведь Мир – Един!

Прошел год, и юные танцовщики вновь прилетели в Поднебесную. Что изменилось за это время?

Сегодня Китай ставит на первое место – развитие Культуры. Создана новая необычная Программа "Открытая дверь в искусство". На мой взгляд, она очень важна, ведь через искусство говорит наша Душа!

Всем этим руководит Пекинская компания. Из этой грандиозной идеи и родилось строительство 24 ведущих сценических площадок, на 15 из которых нам посчастливилось работать. Проект создания комплексов – центров искусств поражает своей масштабностью, глубоким осознанием и пониманием значения развития культуры, гармонии духовности, творчества и природы. Это театры, библиотеки, музеи, огромная парковая зона и обязательный водоем (чаще озеро).

Отличаются ли эти сооружения между собой, и что их объединяет?

Каждый центр неповторим и индивидуален во всех отношениях: и в архитектуре и в структуре своей, также как неповторимы города Китая. И все же, они объединены каким-то особым духом и устремлением. Все мероприятия, которые там проходят, глубоко продуманы. Огромные залы, рассчитанные на 2 тысячи мест, на наших выступлениях были переполнены. Чувства, которые возникают при этом – невозможно передать.

Кто является авторами архитектурных проектов?

Удивляет и поражает полет фантазии канадских архитекторов, которые осуществили архитектурное решение. Строили же эти комплексы мэрии этих небольших китайских городов.

Какой из театров произвел на Вас самое сильное, самое яркое впечатление?

Все!!! Но особенно я хотела бы отметить театр в Чунцин. Это ошеломляющий концертный зал, расположенный в центре города на полуострове, где сливаются реки Янцзы и Jialing. Театр разработан, чтобы выразить тему "одинокой парусной шлюпки и отдаленной тени". С её светло-зеленым фасадом Plexiglas, целая структура напоминает "стеклянную лодку времени", утверждая вечное движение из прошлого в будущее.

Мы были в этом удивительном концертном зале второй раз, и увидели, что перед ним посадили деревья. С какой же любовью за ними ухаживают! Это достойно самого глубокого уважения. Так же нас приятно поразил тот факт, что на стенах висели огромные фотографии из наших спектаклей "Золушка" и "Белоснежка и семь гномов". Мы знаем, что в развитие этого и других городов вложены большие деньги, но преобразования, произошедшие за один год – поражают! Как быстро осуществляется сегодня реконструкция городов в Китае. Как в сказке: "Город вырос за одну ночь!"

В чем же секрет, как Вы думаете?

В особом состоянии и страстном желании государства – меняться. Выйти из старых мест. И, действительно, изменения повсюду! Сегодня вы редко встретите здания старой постройки, даже 5-этакжи сменяют новые сооружения. Будучи в больших городах, не подозреваешь, что Китай – одно из самых зеленых государств. Необычайная красота гор, и проходящие через них на сотни и тысячи километров дороги поднимают тебя на такую высоту, что начинаешь осознавать, что такое Вечность!

Как мудро и тщательно выполнена задача соединить все города прекрасными дорогами, несмотря на географические сложности Китая. А какие мосты? Просто фантастика! Идущие на много километров, они не только соединяют территории, но и оберегают людей, животных…

А что за чудо – город Шеньжень! Он был заключительным в наших гастролях. Город расположен на юге Китая, в провинции Наншань и граничит с Гонконгом. Шенжень Poly Театр – крупнейший центр искусства в Гуандуне и гонконгской области. Войдя в него, попадаешь в огромный холл без единого столба, и взору предстает грандиозный зрительный зал, полы в котором покрыты натуральным деревянным шаблонным камнем, импортированным из Италии, а стены украшены итальянским желтым travertine. Акустика в этом театре – одна из лучших в стране.

Трудно отметить или выделить какой-то один театр, это все равно, что в драгоценной россыпи самоцветов отыскать лучший.

Не могу не вспомнить Qintai Великий театр в Ухани, расположенный на берегах Лунного Озера около реки Ханьшуй, рядом с павильоном Qugin, образуя вокруг Лунного Озера культурный тематический парк. Проект по форме, не только напоминает древний музыкальный инструмент, но скорее резюмирует его существенные линии.

Dongguan Julan Великий театр разработан известным театральным проектировщиком Карлосом Оттом. Форма здания отображает юбку вращающейся танцовщицы Фламенко, несущуюся через центральную площадьDongguan.

И этот перечень можно продолжать и продолжать…

Наталья Александровна, Вы были во многих странах, встречались с разными зрительскими аудиториями. Что отличает китайских маленьких зрителей?

Детей в Китае называют "Наше Солнце". Это было одним из больших удивлений для нас. Трепетное отношение к детям, и желание сделать все, чтобы твой ребенок был счастлив, создает особую атмосферу в зрительном зале. В Китае до сих пор большинство семей имеют по одному ребенку, в соответствии с государственными ограничениями. Поэтому на одного маленького зрителя приходится 4-5 взрослых. Китайские дети – прекрасные зрители. Они радуются, сопереживают героям, искренне высказывают свои чувства, и энергия, идущая из зрительного зала, создает удивительную, возвышенную атмосферу радости, единства зала и сцены. Особенно я ждала своего выхода на авансцену для проведения в антракте фрагмента классического урока со зрителями на примере наших учащихся. Какой это был неповторимый благостный процесс. Они все старательно выполняли, и им это нравилось, я чувствовала. Когда же наши артисты показывали движения, которые не могли повторить зрители, их восторгу и восхищению не было предала.

Китайские дети очень открыты и очень любят фотографироваться с героями балетов, что мы с большим удовольствием и делали.

Что же дали эти две гастрольные поездки украинским детям, вашим воспитанникам, юным танцовщикам Детского балетного театра?

Прежде всего – прикосновение с другой культурой. Культурой очень древней и глубокой. Знакомство с выдающимися историческими памятниками и Чудесами Света, такими как: Великая Китайская стена, Монастырь Шаолинь, древние храмы и музей Чингисхана во Внутренней Монголии. Все, кто были с нами рядом, были к нам очень добры и внимательны. В театрах, отелях, ресторанах мы везде встречали подчеркнуто-вежливое отношение и уважение со стороны обслуживающего персонала. Поэтому искренне всем благодарны.

И в заключение, Наталья Александровна, почему именно Ваш театр был дважды удостоен приглашения в Китай?

Мы хорошо понимаем, что значит воспитание детей через Творчество, уделяя сценической практике много внимания в Детском балетном театре. Ребенка нужно провести через процесс творения. Этот процесс, я думаю, в первую очередь волнует людей, которые создают подобные выдающиеся Программы!

Дети в зале и дети на сцене. Происходит взаимообмен положительной энергией. Зрители соприкасаются с настоящим, серьезным, сложным искусством классического танца, и происходит то великое Очищение, которое древние греки назвали – Катарсис.

Через процесс творения можно осознать быстро меняющийся Мир, в котором, думается, всегда будет место Чудесам: Чудо-Ребенок, и Чудо-Искусство.