Фрагменты балета-сказки "Огниво"

Открытие театрального сезона Детского балетного театра Харьковской хореографической школы на большой сцене ХНАТОБ им.Лысенко. 19 октября 2013г. 11.30 балет-сказка "Огниво".

Другие материалы в этой категории: « Фрагменты "Дюймовочка" Фрагменты из балета "Золушка" »

Новости школы

  • 18 июня 2018г. на сцене Харьковской хореографической школы состоялась премьера спектакля Федерико Гарсиа Лорки ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ

    «Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертвы.»

    Ф.Г.Лорка.

     Федерико Гарсиа Лорка – выдающийся испанский поэт и драматург.

    Трагический поэт, Лорка, обратившись к театру, воскресил трагедию в чистом античном смысле, освободил жанр от наслоений последующих веков – бытовизма, романтизации, примеси фарса. На этом пути у него не было предшественников и не оказалось последователей. И, Лорка, наверное, так и останется единственным в ХХ веке автором трагедий в Испании, чья жизнь и поэзия оборвана на полуслове.

     

    «Самая печальная радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть»

    Ф.Г.Лорка

     

    «Дом Бернарды Альбы» (драма)

    Уникальность этого проекта состоит в том, что подростки играют взрослый спектакль, вживаются в психологию общей концепции драмы и каждого отдельного характера, пропускают через себя всю многогранность драматургии Г.Лорки.

    Интеллектуальный и духовный уровень этих детей (учащихся Харьковской хореографической школы) позволяю им осознать всю сложность данной тематики. Определить ее можно таким образом: каждая личность имеет право на реализацию, и никто не имеет право ограничивать свободу человека. В противном случае, это может привести к серьезной трагедии.

    Все девочки – исполнители в спектакле – яркие индивидуальности. Занятия хореографией, музыкой, живописью, изучение истории театра дали возможность этим детям развиваться всесторонне и гармонично.

    Уникальность проекта также в сочетании высокой драмы с профессиональной хореографией. И дети этим владеют в равной степени. Это стало возможно только в Харьковской хореографической школе, где учащиеся имеют возможность постижения всех видов творчества, свободу выбора, истинное наслаждение процесса Творения!

     

    Действующие лица:

     

    Бернарда – Степанова Алеся

    Мария Хосефа, мать Бернарды – Нагорная София

    Ангустиас, дочь Бернарды – Иващенко Полина

    Магдалена, дочь Бернарды – Бондарь Анастасия

    Амелия, дочь Бернарды – Тугай Мария

    Мартирио, дочь Бернарды – Лобанова Варвара

    Адела, дочь Бернарды – Ковалева Екатерина

    Понсия, служанка – Нестеренко Ксения

    Служанка – Лозун Анна

      

    Режиссер спектакля, педагог актерского мастерства – Елена Приступ

    Хореограф – постановщик – Анна Винограденко

    Светорежиссер – Александр Олешко

     Художественный руководитель Директор Харьковской хореографической школы заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна РЖЕВСКАЯ

     

     

    Александр Анничев (искусствовед):

    На учебной сцене Харьковской хорео­графической школы режиссер-педагог Елена Приступ поставила спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки. Хореографический подтекст драмы воплотила на сцене балетмейстер Анна Винограденко. Художественный руководитель проекта — заслуженный деятель искусств Украины Наталья Ржевская.

    Хорошо зная пьесу, а также посмотрев несколько сценических версий «Бернарды», не мог представить, что когда-нибудь получу приглашение на спектакль, в котором трагические судьбы восьми несчастных женщин представят перед зрителями 12-ти–14-летние девочки, воспитанницы хореографической школы! 
    Отправлялся на спектакль в скептическом настроении, не ожидая от премьеры положительных впечатлений. Мысленно представлял себе, как юные балерины начнут обмахиваться веерами, трясти волнистыми юбками и, кутаясь в шали, изображать испанских донн и сеньорит…

    Испанские страсти

    В запутанном клубке взаимоотношений восьми персонажей этой пьесы трудно разобраться, не вытягивая поочередно нити каждой судьбы из прошлого. То есть тех событий, которые происходили с ними до начала сценического времени. Короткий пересказ не дает полного представления о сложности этого произведения, однако его следует привести.
    Умирает глава семейства дон Антонио Бенавидес, оставив наследство не родной дочери Ангустиас. Из-за наследства к ней сватается молодой парень Пеппе Римлянин. Это событие является истоком драматического действия, потому что в Пеппе влюбляются еще две сестры — Адела и Мартирио. Вдова Антонио, Бернарда, объявляет восьмилетний траур, понимая, что никакой кавалер столь долго ждать до свадьбы не будет. Адела вступает в связь с Пеппе, в это время их застает Мартирио и делает так, что об этом узнает все женское семейство. Бернарда из ружья делает выстрел в сторону Пеппе, затем обманывает всех, будто бы застрелила его. Адела накладывает на себя руки.
    Режиссер Елена Приступ использовала метод игрового театра, в котором мотивации переживаний персонажей передаются через пластический рисунок, создающий иллюзию абсурдного домостроя, но при этом логически обоснованного нелепыми традициями общественного, а, следовательно, и семейного уклада. Поэтому вместо сценографии, обозначающей видимость реальности, используется абстракция прозрачного пространства, не конкретизирующая, а только намекающая на место и время действия. Оговорюсь: не пустого пространства, а реально достигаемого призрачного эффекта за счет использования белых эксельсиоровых кулис. Событийный ряд (подчеркиваю, недетского спектакля) разработан с использованием только действенных глаголов. Эмоциональная, то есть пластическая демонстрация чувств передается в жанровых танцевальных сценах, однако и в них балерины не «хлопочут» лицом, изображая муки, страдания, боль и обиды, а доносят до зрителей подлость совершаемых поступков и их последствия выразительными хореографическими позами — понятными нам символами. При этом глубоко вскрывается суть характеров, страшная, уродливая однобокость мышления закомплексованных женщин, безвинно осужденных на совместную жизнь. 
    Боже мой, взрослые исполнители еще до такого не дошли, а в спектакле детской хореографической школы уже показан во всей красе сложный симбиоз двух видов театрального искусства — драматического и балетного. Перед нами не очередная драматическая версия известного произведения, а оригинальная интерпретация адаптированной именно для такого сценического прочтения пьесы, в которой происходит органичное слияние постановочной и хореографической режиссуры. Само по себе явление уникальное и благотворно влияющее на рост интеллектуального уровня исполнителей не зависимо от того, какую профессию они изберут для себя в будущем.

    Роли и исполнители

    Алеся Степанова ведет роль Бернарды без эмоционального пережима, аскетично, но при этом давая понять, что её Альба не просто очерствевшая женщина, а любящая мать, сдавленная тисками сложных обстоятельств, возникших после смерти мужа. Какая умница Алеся! Какие тонкие чувства подвластны юной исполнительнице, и каким свежим взглядом как бы со стороны вглядывается она в этот сложный сценический персонаж!
    Хороша и старшая дочь Ангустиас в исполнении Тамилы Иващенко. Высокая, статная, неподвластная чужому мнению, она владеет взглядом «над окружающими». Тамила не дает нам намека на сомнение в том, что со временем обязательно станет признанной прима-балериной самой престижной труппы. Это выдает в ней буквально каждая часть тела — стройные ноги, «танцующие» руки и выразительная линия шеи на изящной спине. 
    Катенька Коваленко в облике очаровательной и непосредственной Аделы — воплощение жертвенной любви. Её сценическая героиня оказалась в нравственном тупике, возникшем из-за происков завистливых сестер и матери, не пожелавшей прийти на помощь. После того, как она покончила с собой, Бернарда приказывает своим дочерям молчать о том, как умерла её дочь, чтобы никто и никогда не узнал истинного виновника самоубийства Аделы. 
    Многозначительная Мартирио — клубок хитросплетений. Варвара Лобанова придет ей черты осторожной двуличной натуры, не способной к состраданию. 
    Роль сумасшедшей старухи Хосефы, матери Бернарды, поручили Софии Нагорной. Надо понимать, что этот второстепенный персонаж не занимает ведущего положения в общей системе сценических характеров, но необходим как важная информация из прошлого. С этой ролью София прекрасно справилась, придав облику старухи мистическую странность. Пластика, появляющейся как тревожное пророчество Хосефы, как предостережение, как печальный образец впустую прожитой жизни, талантливо переосмыслена. И кем? Девочкой-подростком! 
    В русле общего психологического состояния играют Анастасия Бондарь (Магдалена), Ксения Нестеренко (Понсия) и Служанка (Анна Лозун).
    В заключение хочу сказать, что Харьков не перестает удивлять замечательными проектами, которые, к сожалению, не всегда находят свое творческое продолжение. Но есть все основания полагать, что в случае с рождением драматического спектакля на учебной сцене Харьковской хореографической школы будет не так.

     

     

     

  • Вниманию родителей дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50

    Уважаемые родители, дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50!

    Вам необходимо в ближайшее время взять справки в школах, в которых Вы закреплены по микрорайону о том, что вы не воспользовались правом учиться в них и предоставить их в приемную ХСШ № 50.