Детский балетный театр

Харьковская хореографическая школа известна далеко за пределами Украины, как высоко профессиональное учебное заведение. Все эти годы ею руководит увлеченный творческий человек, заслуженный деятель искусств Украины, почетный гражданин г. Харькова Наталья Александровна Ржевская. Именно ей школа обязана строительством нового здания, а Харьков - уникальным проектом, открытием Детского балетного театра.

Театр известен уже не только в Украине, но и далеко за ее пределами во многих странах Европы, Азии, Америки, Африки. Его артисты с гордостью представляли свою страну, украинский балет на сценах театров Украины, России, Германии, Франции, Финляндии, Испании, Португалии, США, о.Тайвань, на Канарских островах, в Японии, Китае, Египте.

Необычайность театра определена рядом свойственных ему особенностей и достижений:

Труппа артистов театра - это дети, получающие высокопрофессиональное обучение классической хореографии в Харьковской хореографической школе, которое основано на лучших традициях русского классического балета (школа А.Я.Вагановой).

В репертуаре Детского балетного театра: шедевр мировой классики - балет П.И. Чайковского "Щелкунчик", в уникальной редакции В. Вайонена; красочная и веселая сказка «Белоснежка и семь гномов» на музыку Б. Павловского, хореография заслуженного артиста России В.И. Вайнонена; балет К. Хачатуряна «Чиполлино» в гениальной постановке Г. Майорова; удивительная и вдохновенная сказка «Золушка» на музыку С. Прокофьева в постановке народного артиста России И. Чернышева; балет-сказка "Русалочка" по одноименной сказке Г.Х. Андерсена; балет-фэнтези «Питер Пэн».

В 2003 г. состоялась премьера шоу-балета "Волшебник Гарри и Снежная Королева", а в 2005 г. увидел свет рампы балет-буффонада "Приключения Пиноккио".

Для самых маленьких артистов открыт театр «Эльф», в репертуаре которого балеты-сказки и мюзиклы «Дюймовочка», «Огниво», «Кошкин дом». Ежегодно, к Новогодним и Рождественским праздникам Детский балетный театр представляет новые хореографические сказочные истории.

Детский балетный театр также является участником многих программ международного сотрудничества:

Международная программа "Сказка приходит к детям" (2003-2009 гг.) – гастроли Детского балетного театра в Испании, на Канарских островах, в Португалии; Совместные украино-японские проекты (с 2004 года) – гастроли в Японии в рамках культурного обмена и благотворительных программ, участие японских детей в спектаклях и концертах Детского балетного театра; Крупномасштабные культурные программы в Китае (2010-2018 гг.) – гастроли Детского балетного театра в рамках Международного проекта Пекинской компании "Открытая дверь в искусство". Проекты поражают своей масштабностью, глубоким осознанием и пониманием значения развития культуры, гармонии духовности, творчества и природы. В ходе гастрольно-фестивальных поездок проводятся спектакли в ведущих мегаполисах Китая, творческие встречи с китайскими учащимися и их педагогами, в рамках культурного обмена проводятся открытые уроки и мастер-классы, открываются новые образовательные центры и школы эстетического воспитания. Так, одним из подобных воплощений совместной образовательной деятельности стало открытие в 2016 году балетной школы Natalya Ballet (г.Нинбо). Школа была открыта в апреле 2016г. в рамках инновационного проекта творческого сотрудничества в сфере образования, культуры и искусства и названа в честь Натальи Александровны Ржевской. Многочисленные успешные гастроли артистов Детского балетного театра Харьковской хореографической школы, лекции в крупнейших университетах Китая и мастер-классы, сделали деятельность ХХШ в последние годы брендом и символом украинского стиля в педагогике балета.

Любовь и уважение к детям, желание подарить им чудо наяву, сказку, в которой они были бы участниками, привели коллектив педагогов - энтузиастов, возглавляемый Н.А.Ржевской к идее создания Детского балетного театра. История театра невероятно интересна. Ее наполняет постоянный творческий поиск, энергия созидания, яркие премьеры, блистательные гастроли, стремление к совершенству, покорению вершин.

Выступление юных артистов - всегда праздник для зрителей. Успехом пользуются как спектакли, так и разнообразные концертные программы, включающие классические, народные и современные танцы. Мастерство и артистическое обаяние танцовщиков, многие из которых стали лауреатами престижных конкурсов балетного искусства, покоряли сердца зрителей разных городов и стран. Им рукоплескали зрители Украины и России, Германии и Финляндии, Австрии и США, Болгарии, Франции и Испании, Португалии, Египта, Канарских островов, Тайваня и Китая. За время существования Детского балетного театра юными артистами было показано более 2000 спектаклей на разных сценах мира. И вполне заслуженно театр был назван «Лучшим детским театром Европы и Азии».

Детский балетный театр - это талант, трудолюбие и вдохновение, обретение красоты и гармонии в современном мире, это слава и гордость богатой талантами Украины.

Новости школы

  • 18 июня 2018г. на сцене Харьковской хореографической школы состоялась премьера спектакля Федерико Гарсиа Лорки ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ

    «Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертвы.»

    Ф.Г.Лорка.

     Федерико Гарсиа Лорка – выдающийся испанский поэт и драматург.

    Трагический поэт, Лорка, обратившись к театру, воскресил трагедию в чистом античном смысле, освободил жанр от наслоений последующих веков – бытовизма, романтизации, примеси фарса. На этом пути у него не было предшественников и не оказалось последователей. И, Лорка, наверное, так и останется единственным в ХХ веке автором трагедий в Испании, чья жизнь и поэзия оборвана на полуслове.

     

    «Самая печальная радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть»

    Ф.Г.Лорка

     

    «Дом Бернарды Альбы» (драма)

    Уникальность этого проекта состоит в том, что подростки играют взрослый спектакль, вживаются в психологию общей концепции драмы и каждого отдельного характера, пропускают через себя всю многогранность драматургии Г.Лорки.

    Интеллектуальный и духовный уровень этих детей (учащихся Харьковской хореографической школы) позволяю им осознать всю сложность данной тематики. Определить ее можно таким образом: каждая личность имеет право на реализацию, и никто не имеет право ограничивать свободу человека. В противном случае, это может привести к серьезной трагедии.

    Все девочки – исполнители в спектакле – яркие индивидуальности. Занятия хореографией, музыкой, живописью, изучение истории театра дали возможность этим детям развиваться всесторонне и гармонично.

    Уникальность проекта также в сочетании высокой драмы с профессиональной хореографией. И дети этим владеют в равной степени. Это стало возможно только в Харьковской хореографической школе, где учащиеся имеют возможность постижения всех видов творчества, свободу выбора, истинное наслаждение процесса Творения!

     

    Действующие лица:

     

    Бернарда – Степанова Алеся

    Мария Хосефа, мать Бернарды – Нагорная София

    Ангустиас, дочь Бернарды – Иващенко Полина

    Магдалена, дочь Бернарды – Бондарь Анастасия

    Амелия, дочь Бернарды – Тугай Мария

    Мартирио, дочь Бернарды – Лобанова Варвара

    Адела, дочь Бернарды – Ковалева Екатерина

    Понсия, служанка – Нестеренко Ксения

    Служанка – Лозун Анна

      

    Режиссер спектакля, педагог актерского мастерства – Елена Приступ

    Хореограф – постановщик – Анна Винограденко

    Светорежиссер – Александр Олешко

     Художественный руководитель Директор Харьковской хореографической школы заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна РЖЕВСКАЯ

     

     

    Александр Анничев (искусствовед):

    На учебной сцене Харьковской хорео­графической школы режиссер-педагог Елена Приступ поставила спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки. Хореографический подтекст драмы воплотила на сцене балетмейстер Анна Винограденко. Художественный руководитель проекта — заслуженный деятель искусств Украины Наталья Ржевская.

    Хорошо зная пьесу, а также посмотрев несколько сценических версий «Бернарды», не мог представить, что когда-нибудь получу приглашение на спектакль, в котором трагические судьбы восьми несчастных женщин представят перед зрителями 12-ти–14-летние девочки, воспитанницы хореографической школы! 
    Отправлялся на спектакль в скептическом настроении, не ожидая от премьеры положительных впечатлений. Мысленно представлял себе, как юные балерины начнут обмахиваться веерами, трясти волнистыми юбками и, кутаясь в шали, изображать испанских донн и сеньорит…

    Испанские страсти

    В запутанном клубке взаимоотношений восьми персонажей этой пьесы трудно разобраться, не вытягивая поочередно нити каждой судьбы из прошлого. То есть тех событий, которые происходили с ними до начала сценического времени. Короткий пересказ не дает полного представления о сложности этого произведения, однако его следует привести.
    Умирает глава семейства дон Антонио Бенавидес, оставив наследство не родной дочери Ангустиас. Из-за наследства к ней сватается молодой парень Пеппе Римлянин. Это событие является истоком драматического действия, потому что в Пеппе влюбляются еще две сестры — Адела и Мартирио. Вдова Антонио, Бернарда, объявляет восьмилетний траур, понимая, что никакой кавалер столь долго ждать до свадьбы не будет. Адела вступает в связь с Пеппе, в это время их застает Мартирио и делает так, что об этом узнает все женское семейство. Бернарда из ружья делает выстрел в сторону Пеппе, затем обманывает всех, будто бы застрелила его. Адела накладывает на себя руки.
    Режиссер Елена Приступ использовала метод игрового театра, в котором мотивации переживаний персонажей передаются через пластический рисунок, создающий иллюзию абсурдного домостроя, но при этом логически обоснованного нелепыми традициями общественного, а, следовательно, и семейного уклада. Поэтому вместо сценографии, обозначающей видимость реальности, используется абстракция прозрачного пространства, не конкретизирующая, а только намекающая на место и время действия. Оговорюсь: не пустого пространства, а реально достигаемого призрачного эффекта за счет использования белых эксельсиоровых кулис. Событийный ряд (подчеркиваю, недетского спектакля) разработан с использованием только действенных глаголов. Эмоциональная, то есть пластическая демонстрация чувств передается в жанровых танцевальных сценах, однако и в них балерины не «хлопочут» лицом, изображая муки, страдания, боль и обиды, а доносят до зрителей подлость совершаемых поступков и их последствия выразительными хореографическими позами — понятными нам символами. При этом глубоко вскрывается суть характеров, страшная, уродливая однобокость мышления закомплексованных женщин, безвинно осужденных на совместную жизнь. 
    Боже мой, взрослые исполнители еще до такого не дошли, а в спектакле детской хореографической школы уже показан во всей красе сложный симбиоз двух видов театрального искусства — драматического и балетного. Перед нами не очередная драматическая версия известного произведения, а оригинальная интерпретация адаптированной именно для такого сценического прочтения пьесы, в которой происходит органичное слияние постановочной и хореографической режиссуры. Само по себе явление уникальное и благотворно влияющее на рост интеллектуального уровня исполнителей не зависимо от того, какую профессию они изберут для себя в будущем.

    Роли и исполнители

    Алеся Степанова ведет роль Бернарды без эмоционального пережима, аскетично, но при этом давая понять, что её Альба не просто очерствевшая женщина, а любящая мать, сдавленная тисками сложных обстоятельств, возникших после смерти мужа. Какая умница Алеся! Какие тонкие чувства подвластны юной исполнительнице, и каким свежим взглядом как бы со стороны вглядывается она в этот сложный сценический персонаж!
    Хороша и старшая дочь Ангустиас в исполнении Тамилы Иващенко. Высокая, статная, неподвластная чужому мнению, она владеет взглядом «над окружающими». Тамила не дает нам намека на сомнение в том, что со временем обязательно станет признанной прима-балериной самой престижной труппы. Это выдает в ней буквально каждая часть тела — стройные ноги, «танцующие» руки и выразительная линия шеи на изящной спине. 
    Катенька Коваленко в облике очаровательной и непосредственной Аделы — воплощение жертвенной любви. Её сценическая героиня оказалась в нравственном тупике, возникшем из-за происков завистливых сестер и матери, не пожелавшей прийти на помощь. После того, как она покончила с собой, Бернарда приказывает своим дочерям молчать о том, как умерла её дочь, чтобы никто и никогда не узнал истинного виновника самоубийства Аделы. 
    Многозначительная Мартирио — клубок хитросплетений. Варвара Лобанова придет ей черты осторожной двуличной натуры, не способной к состраданию. 
    Роль сумасшедшей старухи Хосефы, матери Бернарды, поручили Софии Нагорной. Надо понимать, что этот второстепенный персонаж не занимает ведущего положения в общей системе сценических характеров, но необходим как важная информация из прошлого. С этой ролью София прекрасно справилась, придав облику старухи мистическую странность. Пластика, появляющейся как тревожное пророчество Хосефы, как предостережение, как печальный образец впустую прожитой жизни, талантливо переосмыслена. И кем? Девочкой-подростком! 
    В русле общего психологического состояния играют Анастасия Бондарь (Магдалена), Ксения Нестеренко (Понсия) и Служанка (Анна Лозун).
    В заключение хочу сказать, что Харьков не перестает удивлять замечательными проектами, которые, к сожалению, не всегда находят свое творческое продолжение. Но есть все основания полагать, что в случае с рождением драматического спектакля на учебной сцене Харьковской хореографической школы будет не так.

     

     

     

  • Вниманию родителей дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50

    Уважаемые родители, дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50!

    Вам необходимо в ближайшее время взять справки в школах, в которых Вы закреплены по микрорайону о том, что вы не воспользовались правом учиться в них и предоставить их в приемную ХСШ № 50.