Наши постановки

Балет-сказка "Питер Пэн"

19 апреля 2015г. состоялась премьера балета- сказки "Питер Пэн"

Я-Детство, Я свет и Радость!
Спросите меня: В чем счастье на земле?
В познавании.
В искусстве и в работе.
Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – талант.
Выше этого счастья нет.
К.С.Станиславский

И, действительно, познавая искусство в себе, мы познаем жизнь мира, …а, познавая и раскрывая душу и талант ребенка, мы обретаем истинное счастье.

«Мы (педагоги, дети, родители) – избранники в этом мире», - говорит директор Харьковской хореографической школы заслуженный деятель искусств Украины Наталья Ржевская. «Ребенок, попадая в 3-4 года вхореографическую школу, врывается в особый мир творения, испытывая ни с чем не сравнимые чувства сопричастности к волшебному действу на сцене. И не просто на сцене, а на Большой сцене ХНАТОБ им. Лысенко. Харьковская хореографическая школа и театр – это единый творческий организм, неразрывно связанный и живущий несколько поколений. Выпускники школы, продолжив совершенствовать свое мастерство в лучших хореографических училищах, затем занимают достойное место в балетной труппе театра».

В спектаклях Детского балетного театра в едином творческом процессе вместе – учащиеся школы и артисты балета театра. «Эта связь очень важна сегодня в мире, где накопилось так много агрессии и отрицательных эмоций, - говорит Наталья Александровна, - Ведь только искусство, театр, творение (и прежде всего детское творчество) могут наполнить нашу жизнь своей созидательной, позитивной энергией».

Новый проект создания хореографической сказки – тоже совместный. Команда энтузиастов ХНАТОБа – директор театра Орищенко О.В., художественный руководитель театра народный артист Болдырев В., художественный руководитель балета народная артистка Украины С.И.Колыванова, главный художник Н.Ф.Швец активно включились в работу. Нам предоставили Большую сцену и новое неординарное сценическое оформление, спецэффекты и костюмы.

Идея воплощения на балетной сцене истории о Питере Пэне, - мальчике, который не захотел стать взрослым принадлежит директору Харьковской хореографической школы заслуженному деятелю искусств Украины Наталье Ржевской и молодому педагогу – хореографу Ирине Шепеленко. Почему сегодня нам интересен этот образ? Этот сюжет?

Есть в «Питере Пэне» такая фраза – Волшебники существуют, – говорит Ирина Шепеленко. Мы хотели еще раз рассказать зрителям, что мир – это волшебство. А кто верит в волшебство? Конечно же дети! Питер Пэн считал, что жизнь – это приключение, и конец ее – тоже приключение. Однако, душа и сердце ребенка с первых дней связана с матерью, с семьей. Наш спектакль о взаимоотношениях в семье, об ответственности, честности, умении дружить – качествах, которые так необходимы сегодня.

А, вообще, наша сказка о Любви, как и все сказки. «Только веселые, наивные и беспечные умеют летать» - говорил Питер Пэн. Летать и, по – настоящему, мечтать, могут только Дети! А значит, все люди на Земле! Ведь в душе – мы все остаемся детьми!

Питер Пэн Содержание спектакля

Все дети на свете, а особенно, наверное, мальчишки, любят мечтать об удивительных приключениях, далеких островах, встрече с индейцами и победах над злыми пиратами, мечтают оказаться в чудесной стране, где живут феи, русалки, эльфы… Взрослые скажут, что так не бывает, но мы то с вами , ребята, знаем, что в детстве возможны любые чудеса, стоит только в них поверить. Можно даже научиться летать, как удивительный мальчик Питер Пэн, который не только летал, жил на волшебном острове, но даже имел… свою фею! Правда, нужно отметить, это был единственный в мире мальчишка, которому это удалось. Может быть потому, что он ни за что не хотел становится взрослым? В Лондоне, в Кенсингтонском парке даже есть памятник Питеру Пэну. Как, вы не знаете эту историю?

Это было давно, когда мама была маленькой. Жила в Лондоне девочка по имени Вэнди. Однажды вечером на небе было очень много звезд. Всем известно, что когда небо просто «исперчено» звездами чаще всего происходят всякие чудеса. В открытом окне детской появился неожиданный гость - Питер Пэн. Он иногда прилетал в Лондон, заглядывал в освещенные окна, надеясь когда-нибудь увидеть маму. Оказывается, в раннем детстве Питер умудрился выпасть из коляски и потеряться.

Но в этот раз он встретил совсем не маму, а няню девочки Вэнди – Нэну (в Лондоне собаки очень умные и работают нянями). Встреча с собакой, даже самой умной, всегда полна неожиданностей.

Для Питера она закончилась тем, что он, о ужас!, лишился своей тени. У летающего мальчика Питера, конечно, есть своя Фея, непоседа Динь-Динь, она всегда помогает ему. Но помогла Питеру совсем не Динь, а хозяйка комнаты девочка Вэнди, разбуженная шумом.

Оказывается от девочки очень много пользы: она может пришить тень, с ней можно дружить, даже обменяться «поцелуями» (ведь наперсток и желудь можно считать «поцелуями»), а главное она согласна стать мамой (!) Питеру и его друзьям, таким же как он потерянным мальчишкам.

Решено! Питер и Вэнди отправятся в полет на Остров потерянных мальчишек. Немного волшебной пыльцы с крылышек Динь-Динь – и они уже летят среди звезд!

Вот наконец и он, затерянный Остров небывалой красоты, удивительных встреч с феями, невиданными животными, храбрыми индейцами – остров чудес и … опасностей. Никогда нельзя забывать, что злые пираты и их коварный предводитель Джеймс Крюк – страшные враги мальчишек. К возвращению Питера они приготовили ужасный «подарок» - огромный отравленный торт.

Беззаботные мальчишки ничего не знали об этом. Они ждали возвращения друга возле своего любимого Живого Дерева (на котором растет все самое вкусное, что захочешь). Первой на Остров вернулась Динь – Динь.

Фея очень обиделась на Питера за то, что у него есть новая подружка – Вэнди. Зная, что мальчишки никогда раньше не видели девочку, Динь попросила одного из них подстрелить к обеду пролетавшую птицу, а ведь это летела Вэнди! К счастью стрела, пущенная простодушным малышом из лука, попала в желудь – подарок Питера.

Девочка жива! А вот коварная Динь наказана. Она больше не будет феей Питера Пэна, целую неделю!

А Вэнди будет отныне мамой потерянных мальчишек. Счастливые дети решили построить дом, где их всегда будет ждать любимая мама.

Однако новоселье чуть не обернулось трагедией. Пираты подсунули мальчишкам смертельное угощение - ядовитый торт. Но они не учли, что мама ни за что не разрешит детям есть угощение неизвестного приготовления, да еще грязными руками. Мальчики спасены!

Питер решил показать Вэнди свой чудесный Остров! В голубой лагуне дети играют с русалками. В заповедной роще у мальчишек происходит дружественная встреча с индейцами. С ними Питер заключает союз против Пиратов. Талисманом союза стал торт, его уже никогда никто не съест (поскольку талисманы не едят!). В союзе с индейцами мальчишки выигрывают бой с внезапно напавшими пиратами. Крюк опозорен. Он в страхе убегает, преследуемый ужасным Крокодилом, однажды уже ранившем Пирата (Это часы Крюка тикают в животе Крокодила).

Оскорбленный пират решил прибегнуть к последнему средству – он приготовил Питеру ядовитый напиток. Мальчика спасает его фея, всеми забытая Динь – Динь, выпив яд вместо Питера. Что же спасет саму Фею? Только любовь и горячее желание детей. Динь – Динь будет жить! А вот пират Крюк нет, его все же настиг Крокодил. Так злодею и надо!

Мальчишки празднуют победу. Но вот наступает вечер. Вэнди поет мальчишкам перед сном песню о настоящей маме, которая всегда ждет детей домой. Вэнди и мальчишки, которые теперь будут ее братьями, возвращаются домой, к маме. И лишь Питер Пэн, удивительный мальчик, умеющий летать, навсегда остался на Острове Детства. Но мы верим, что однажды вечером, когда на небе будет очень- очень много звезд, он вновь заглянет в чье-то окно.

Новости школы

  • 18 июня 2018г. на сцене Харьковской хореографической школы состоялась премьера спектакля Федерико Гарсиа Лорки ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ

    «Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертвы.»

    Ф.Г.Лорка.

     Федерико Гарсиа Лорка – выдающийся испанский поэт и драматург.

    Трагический поэт, Лорка, обратившись к театру, воскресил трагедию в чистом античном смысле, освободил жанр от наслоений последующих веков – бытовизма, романтизации, примеси фарса. На этом пути у него не было предшественников и не оказалось последователей. И, Лорка, наверное, так и останется единственным в ХХ веке автором трагедий в Испании, чья жизнь и поэзия оборвана на полуслове.

     

    «Самая печальная радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть»

    Ф.Г.Лорка

     

    «Дом Бернарды Альбы» (драма)

    Уникальность этого проекта состоит в том, что подростки играют взрослый спектакль, вживаются в психологию общей концепции драмы и каждого отдельного характера, пропускают через себя всю многогранность драматургии Г.Лорки.

    Интеллектуальный и духовный уровень этих детей (учащихся Харьковской хореографической школы) позволяю им осознать всю сложность данной тематики. Определить ее можно таким образом: каждая личность имеет право на реализацию, и никто не имеет право ограничивать свободу человека. В противном случае, это может привести к серьезной трагедии.

    Все девочки – исполнители в спектакле – яркие индивидуальности. Занятия хореографией, музыкой, живописью, изучение истории театра дали возможность этим детям развиваться всесторонне и гармонично.

    Уникальность проекта также в сочетании высокой драмы с профессиональной хореографией. И дети этим владеют в равной степени. Это стало возможно только в Харьковской хореографической школе, где учащиеся имеют возможность постижения всех видов творчества, свободу выбора, истинное наслаждение процесса Творения!

     

    Действующие лица:

     

    Бернарда – Степанова Алеся

    Мария Хосефа, мать Бернарды – Нагорная София

    Ангустиас, дочь Бернарды – Иващенко Полина

    Магдалена, дочь Бернарды – Бондарь Анастасия

    Амелия, дочь Бернарды – Тугай Мария

    Мартирио, дочь Бернарды – Лобанова Варвара

    Адела, дочь Бернарды – Ковалева Екатерина

    Понсия, служанка – Нестеренко Ксения

    Служанка – Лозун Анна

      

    Режиссер спектакля, педагог актерского мастерства – Елена Приступ

    Хореограф – постановщик – Анна Винограденко

    Светорежиссер – Александр Олешко

     Художественный руководитель Директор Харьковской хореографической школы заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна РЖЕВСКАЯ

     

     

    Александр Анничев (искусствовед):

    На учебной сцене Харьковской хорео­графической школы режиссер-педагог Елена Приступ поставила спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки. Хореографический подтекст драмы воплотила на сцене балетмейстер Анна Винограденко. Художественный руководитель проекта — заслуженный деятель искусств Украины Наталья Ржевская.

    Хорошо зная пьесу, а также посмотрев несколько сценических версий «Бернарды», не мог представить, что когда-нибудь получу приглашение на спектакль, в котором трагические судьбы восьми несчастных женщин представят перед зрителями 12-ти–14-летние девочки, воспитанницы хореографической школы! 
    Отправлялся на спектакль в скептическом настроении, не ожидая от премьеры положительных впечатлений. Мысленно представлял себе, как юные балерины начнут обмахиваться веерами, трясти волнистыми юбками и, кутаясь в шали, изображать испанских донн и сеньорит…

    Испанские страсти

    В запутанном клубке взаимоотношений восьми персонажей этой пьесы трудно разобраться, не вытягивая поочередно нити каждой судьбы из прошлого. То есть тех событий, которые происходили с ними до начала сценического времени. Короткий пересказ не дает полного представления о сложности этого произведения, однако его следует привести.
    Умирает глава семейства дон Антонио Бенавидес, оставив наследство не родной дочери Ангустиас. Из-за наследства к ней сватается молодой парень Пеппе Римлянин. Это событие является истоком драматического действия, потому что в Пеппе влюбляются еще две сестры — Адела и Мартирио. Вдова Антонио, Бернарда, объявляет восьмилетний траур, понимая, что никакой кавалер столь долго ждать до свадьбы не будет. Адела вступает в связь с Пеппе, в это время их застает Мартирио и делает так, что об этом узнает все женское семейство. Бернарда из ружья делает выстрел в сторону Пеппе, затем обманывает всех, будто бы застрелила его. Адела накладывает на себя руки.
    Режиссер Елена Приступ использовала метод игрового театра, в котором мотивации переживаний персонажей передаются через пластический рисунок, создающий иллюзию абсурдного домостроя, но при этом логически обоснованного нелепыми традициями общественного, а, следовательно, и семейного уклада. Поэтому вместо сценографии, обозначающей видимость реальности, используется абстракция прозрачного пространства, не конкретизирующая, а только намекающая на место и время действия. Оговорюсь: не пустого пространства, а реально достигаемого призрачного эффекта за счет использования белых эксельсиоровых кулис. Событийный ряд (подчеркиваю, недетского спектакля) разработан с использованием только действенных глаголов. Эмоциональная, то есть пластическая демонстрация чувств передается в жанровых танцевальных сценах, однако и в них балерины не «хлопочут» лицом, изображая муки, страдания, боль и обиды, а доносят до зрителей подлость совершаемых поступков и их последствия выразительными хореографическими позами — понятными нам символами. При этом глубоко вскрывается суть характеров, страшная, уродливая однобокость мышления закомплексованных женщин, безвинно осужденных на совместную жизнь. 
    Боже мой, взрослые исполнители еще до такого не дошли, а в спектакле детской хореографической школы уже показан во всей красе сложный симбиоз двух видов театрального искусства — драматического и балетного. Перед нами не очередная драматическая версия известного произведения, а оригинальная интерпретация адаптированной именно для такого сценического прочтения пьесы, в которой происходит органичное слияние постановочной и хореографической режиссуры. Само по себе явление уникальное и благотворно влияющее на рост интеллектуального уровня исполнителей не зависимо от того, какую профессию они изберут для себя в будущем.

    Роли и исполнители

    Алеся Степанова ведет роль Бернарды без эмоционального пережима, аскетично, но при этом давая понять, что её Альба не просто очерствевшая женщина, а любящая мать, сдавленная тисками сложных обстоятельств, возникших после смерти мужа. Какая умница Алеся! Какие тонкие чувства подвластны юной исполнительнице, и каким свежим взглядом как бы со стороны вглядывается она в этот сложный сценический персонаж!
    Хороша и старшая дочь Ангустиас в исполнении Тамилы Иващенко. Высокая, статная, неподвластная чужому мнению, она владеет взглядом «над окружающими». Тамила не дает нам намека на сомнение в том, что со временем обязательно станет признанной прима-балериной самой престижной труппы. Это выдает в ней буквально каждая часть тела — стройные ноги, «танцующие» руки и выразительная линия шеи на изящной спине. 
    Катенька Коваленко в облике очаровательной и непосредственной Аделы — воплощение жертвенной любви. Её сценическая героиня оказалась в нравственном тупике, возникшем из-за происков завистливых сестер и матери, не пожелавшей прийти на помощь. После того, как она покончила с собой, Бернарда приказывает своим дочерям молчать о том, как умерла её дочь, чтобы никто и никогда не узнал истинного виновника самоубийства Аделы. 
    Многозначительная Мартирио — клубок хитросплетений. Варвара Лобанова придет ей черты осторожной двуличной натуры, не способной к состраданию. 
    Роль сумасшедшей старухи Хосефы, матери Бернарды, поручили Софии Нагорной. Надо понимать, что этот второстепенный персонаж не занимает ведущего положения в общей системе сценических характеров, но необходим как важная информация из прошлого. С этой ролью София прекрасно справилась, придав облику старухи мистическую странность. Пластика, появляющейся как тревожное пророчество Хосефы, как предостережение, как печальный образец впустую прожитой жизни, талантливо переосмыслена. И кем? Девочкой-подростком! 
    В русле общего психологического состояния играют Анастасия Бондарь (Магдалена), Ксения Нестеренко (Понсия) и Служанка (Анна Лозун).
    В заключение хочу сказать, что Харьков не перестает удивлять замечательными проектами, которые, к сожалению, не всегда находят свое творческое продолжение. Но есть все основания полагать, что в случае с рождением драматического спектакля на учебной сцене Харьковской хореографической школы будет не так.

     

     

     

  • Вниманию родителей дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50

    Уважаемые родители, дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50!

    Вам необходимо в ближайшее время взять справки в школах, в которых Вы закреплены по микрорайону о том, что вы не воспользовались правом учиться в них и предоставить их в приемную ХСШ № 50.