Балет "Дюймовочка"

- Мама, чудеса еще встречаются?

- Трудно сказать, сынок. Однако… Ты увидишь их в субботу.

- Где ?!!!

- Мы пойдем … в театр!

- Ура!!! (из диалога на крыльце балетной школы, произошедшего во вторник)

Каждый ребенок мечтает о чудесах. Он часто гуляет в своем воображении по волшебному лесу с гномами, скачет на коне, как храбрый Принц, и, конечно, каждая девочка видит себя Принцессой. Детство – такое короткое и такое важное в жизни время, когда чудеса должны происходить. И как прекрасно, когда эти чудеса дарят мама и папа, торжественно отправляясь с детьми в театр.

Ведь Театр – это тот волшебный мир, где герои любимых сказок оживают, где ребенок попадает наяву в страну чудесных приключений.

Маленьким харьковчанам повезло, наверное, больше, чем другим детям нашей страны. Почему? Да потому, что только в Харькове существует уникальный, единственный в Украине Детский балетный театр.

Он назван «лучшим детским театром Европы и Азии» не случайно.

Ведь это прекрасно, когда Искусство приходит от детей к детям, к маленьким зрителям от таких же юных артистов, которым от 4-х до 15-ти лет.

Детский балетный театр уникален также и потому, что это – театр репертуарный, его спектакли можно увидеть на лучшей сцене главного театра нашего города Харьковского Национального академического театра оперы и балета им. Н.В.Лысенко, что также уникально в наше время.

В Детском балетном театре исполняются и шедевры мировой балетной классики, такие как «Щелкунчик» (хореография В.Вайнонена), и замечательные спектакли, созданные для детей, выдающимися хореографами – «Чиполлино», «Белоснежка и семь гномов» (хореография Г.Майорова), «Золушка» (хореография И.Чернышова), и сказочные балеты и мюзиклы, сочиненные и поставленные педагогами Харьковской хореографической школы.

19 октября 2013г. Детский балетный театр хореографической школы открыл свой новый театральный сезон.

Открытие было праздничное и яркое. Сразу две чудесные сказки Г.Х.Андерсена ожили на большой сцене театра оперы и балета – «Огниво» и «Дюймовочка».

Это удивительные спектакли, поскольку, прежде всего, они – дар души их создателей, педагогов, своим любимым ученикам и всем детям. По идее художественного руководителя Детского балетного театра заслуженного деятеля искусств Украины Н.А.Ржевской созданы два маленьких чуда, совершенно разных спектакля – веселый и одновременно романтичный мюзикл «Огниво» и лирический балет – фантазия «Дюймовочка». (Премьеры состоялись в театральном сезоне 2012-2013г.).

 

Нежное, лирическое настроение преобладает в балете-фантазии «Дюймовочка», созданном самыми молодыми педагогами школы (балетмейстеры – О.Н.Корж, И.В.Шепеленко, А.В.Бровко, создатели фонограммы Т.А.Харченко, А.Е.Харченко, сценография Л.Г.Петренко, костюмы Я.А.Алтухова).

«Затаив дыхание», смотрит зал сцену рождения крошечной Дюймовочки, очарование исполнительницы Ангелины Дуда-Новиковой покоряет сердца. Авторы представления нашли своеобразный удачный прием, поручив партию Дюймовочки трем исполнительницам разного возраста, каждая из которых вносит в развитие образа свой неповторимый вклад – непосредственность и чистоту детства, резвость отрочества, романтизм и глубину чувств, свойственных Юности, а также танцевальное мастерство.

В спектакле ожили и получили зачастую очень оригинальное сценическое воплощение любимые герои сказки. Безусловной удачей балетмейстера (О.Н.Корж) является партия Полевой Мышки, танцы Кротов. Необычайно красочны сменяющие друг друга танцы мотыльков, цветов, жучков, рыбок, зернышек, трогательны артисты, младшим из которых всего 5 лет, красива сценография, великолепны костюмы, выразительна музыка. Любимая с детства сказка получила прекрасное сценическое воплощение. 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://ballet.kharkov.ua/glossary_word/29#sigProId11780bc7f4

Новости школы

  • 18 июня 2018г. на сцене Харьковской хореографической школы состоялась премьера спектакля Федерико Гарсиа Лорки ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ

    «Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертвы.»

    Ф.Г.Лорка.

     Федерико Гарсиа Лорка – выдающийся испанский поэт и драматург.

    Трагический поэт, Лорка, обратившись к театру, воскресил трагедию в чистом античном смысле, освободил жанр от наслоений последующих веков – бытовизма, романтизации, примеси фарса. На этом пути у него не было предшественников и не оказалось последователей. И, Лорка, наверное, так и останется единственным в ХХ веке автором трагедий в Испании, чья жизнь и поэзия оборвана на полуслове.

     

    «Самая печальная радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть»

    Ф.Г.Лорка

     

    «Дом Бернарды Альбы» (драма)

    Уникальность этого проекта состоит в том, что подростки играют взрослый спектакль, вживаются в психологию общей концепции драмы и каждого отдельного характера, пропускают через себя всю многогранность драматургии Г.Лорки.

    Интеллектуальный и духовный уровень этих детей (учащихся Харьковской хореографической школы) позволяю им осознать всю сложность данной тематики. Определить ее можно таким образом: каждая личность имеет право на реализацию, и никто не имеет право ограничивать свободу человека. В противном случае, это может привести к серьезной трагедии.

    Все девочки – исполнители в спектакле – яркие индивидуальности. Занятия хореографией, музыкой, живописью, изучение истории театра дали возможность этим детям развиваться всесторонне и гармонично.

    Уникальность проекта также в сочетании высокой драмы с профессиональной хореографией. И дети этим владеют в равной степени. Это стало возможно только в Харьковской хореографической школе, где учащиеся имеют возможность постижения всех видов творчества, свободу выбора, истинное наслаждение процесса Творения!

     

    Действующие лица:

     

    Бернарда – Степанова Алеся

    Мария Хосефа, мать Бернарды – Нагорная София

    Ангустиас, дочь Бернарды – Иващенко Полина

    Магдалена, дочь Бернарды – Бондарь Анастасия

    Амелия, дочь Бернарды – Тугай Мария

    Мартирио, дочь Бернарды – Лобанова Варвара

    Адела, дочь Бернарды – Ковалева Екатерина

    Понсия, служанка – Нестеренко Ксения

    Служанка – Лозун Анна

      

    Режиссер спектакля, педагог актерского мастерства – Елена Приступ

    Хореограф – постановщик – Анна Винограденко

    Светорежиссер – Александр Олешко

     Художественный руководитель Директор Харьковской хореографической школы заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна РЖЕВСКАЯ

     

     

    Александр Анничев (искусствовед):

    На учебной сцене Харьковской хорео­графической школы режиссер-педагог Елена Приступ поставила спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки. Хореографический подтекст драмы воплотила на сцене балетмейстер Анна Винограденко. Художественный руководитель проекта — заслуженный деятель искусств Украины Наталья Ржевская.

    Хорошо зная пьесу, а также посмотрев несколько сценических версий «Бернарды», не мог представить, что когда-нибудь получу приглашение на спектакль, в котором трагические судьбы восьми несчастных женщин представят перед зрителями 12-ти–14-летние девочки, воспитанницы хореографической школы! 
    Отправлялся на спектакль в скептическом настроении, не ожидая от премьеры положительных впечатлений. Мысленно представлял себе, как юные балерины начнут обмахиваться веерами, трясти волнистыми юбками и, кутаясь в шали, изображать испанских донн и сеньорит…

    Испанские страсти

    В запутанном клубке взаимоотношений восьми персонажей этой пьесы трудно разобраться, не вытягивая поочередно нити каждой судьбы из прошлого. То есть тех событий, которые происходили с ними до начала сценического времени. Короткий пересказ не дает полного представления о сложности этого произведения, однако его следует привести.
    Умирает глава семейства дон Антонио Бенавидес, оставив наследство не родной дочери Ангустиас. Из-за наследства к ней сватается молодой парень Пеппе Римлянин. Это событие является истоком драматического действия, потому что в Пеппе влюбляются еще две сестры — Адела и Мартирио. Вдова Антонио, Бернарда, объявляет восьмилетний траур, понимая, что никакой кавалер столь долго ждать до свадьбы не будет. Адела вступает в связь с Пеппе, в это время их застает Мартирио и делает так, что об этом узнает все женское семейство. Бернарда из ружья делает выстрел в сторону Пеппе, затем обманывает всех, будто бы застрелила его. Адела накладывает на себя руки.
    Режиссер Елена Приступ использовала метод игрового театра, в котором мотивации переживаний персонажей передаются через пластический рисунок, создающий иллюзию абсурдного домостроя, но при этом логически обоснованного нелепыми традициями общественного, а, следовательно, и семейного уклада. Поэтому вместо сценографии, обозначающей видимость реальности, используется абстракция прозрачного пространства, не конкретизирующая, а только намекающая на место и время действия. Оговорюсь: не пустого пространства, а реально достигаемого призрачного эффекта за счет использования белых эксельсиоровых кулис. Событийный ряд (подчеркиваю, недетского спектакля) разработан с использованием только действенных глаголов. Эмоциональная, то есть пластическая демонстрация чувств передается в жанровых танцевальных сценах, однако и в них балерины не «хлопочут» лицом, изображая муки, страдания, боль и обиды, а доносят до зрителей подлость совершаемых поступков и их последствия выразительными хореографическими позами — понятными нам символами. При этом глубоко вскрывается суть характеров, страшная, уродливая однобокость мышления закомплексованных женщин, безвинно осужденных на совместную жизнь. 
    Боже мой, взрослые исполнители еще до такого не дошли, а в спектакле детской хореографической школы уже показан во всей красе сложный симбиоз двух видов театрального искусства — драматического и балетного. Перед нами не очередная драматическая версия известного произведения, а оригинальная интерпретация адаптированной именно для такого сценического прочтения пьесы, в которой происходит органичное слияние постановочной и хореографической режиссуры. Само по себе явление уникальное и благотворно влияющее на рост интеллектуального уровня исполнителей не зависимо от того, какую профессию они изберут для себя в будущем.

    Роли и исполнители

    Алеся Степанова ведет роль Бернарды без эмоционального пережима, аскетично, но при этом давая понять, что её Альба не просто очерствевшая женщина, а любящая мать, сдавленная тисками сложных обстоятельств, возникших после смерти мужа. Какая умница Алеся! Какие тонкие чувства подвластны юной исполнительнице, и каким свежим взглядом как бы со стороны вглядывается она в этот сложный сценический персонаж!
    Хороша и старшая дочь Ангустиас в исполнении Тамилы Иващенко. Высокая, статная, неподвластная чужому мнению, она владеет взглядом «над окружающими». Тамила не дает нам намека на сомнение в том, что со временем обязательно станет признанной прима-балериной самой престижной труппы. Это выдает в ней буквально каждая часть тела — стройные ноги, «танцующие» руки и выразительная линия шеи на изящной спине. 
    Катенька Коваленко в облике очаровательной и непосредственной Аделы — воплощение жертвенной любви. Её сценическая героиня оказалась в нравственном тупике, возникшем из-за происков завистливых сестер и матери, не пожелавшей прийти на помощь. После того, как она покончила с собой, Бернарда приказывает своим дочерям молчать о том, как умерла её дочь, чтобы никто и никогда не узнал истинного виновника самоубийства Аделы. 
    Многозначительная Мартирио — клубок хитросплетений. Варвара Лобанова придет ей черты осторожной двуличной натуры, не способной к состраданию. 
    Роль сумасшедшей старухи Хосефы, матери Бернарды, поручили Софии Нагорной. Надо понимать, что этот второстепенный персонаж не занимает ведущего положения в общей системе сценических характеров, но необходим как важная информация из прошлого. С этой ролью София прекрасно справилась, придав облику старухи мистическую странность. Пластика, появляющейся как тревожное пророчество Хосефы, как предостережение, как печальный образец впустую прожитой жизни, талантливо переосмыслена. И кем? Девочкой-подростком! 
    В русле общего психологического состояния играют Анастасия Бондарь (Магдалена), Ксения Нестеренко (Понсия) и Служанка (Анна Лозун).
    В заключение хочу сказать, что Харьков не перестает удивлять замечательными проектами, которые, к сожалению, не всегда находят свое творческое продолжение. Но есть все основания полагать, что в случае с рождением драматического спектакля на учебной сцене Харьковской хореографической школы будет не так.

     

     

     

  • Вниманию родителей дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50

    Уважаемые родители, дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50!

    Вам необходимо в ближайшее время взять справки в школах, в которых Вы закреплены по микрорайону о том, что вы не воспользовались правом учиться в них и предоставить их в приемную ХСШ № 50.