История конкурса "Хрустальная туфелька"

ИСТОРИЯ КОНКУРСА

Балет…Великое и прекрасное искусство, совершенное единение мысли и движения, души и тела, воплощение мечты о гармонии, необходимой человеку ХХІ века, искусство, покоряющее однажды и навсегда.

Международный конкурс «Хрустальная туфелька» по праву считается одним из лучших юношеских фестивалей классического танца. С каждым годом он собирает все больше участников и зрителей. Конкурс – это не просто состязание, это великолепный праздник, открывающий двери в волшебный, неповторимый мир Танца.

Конкурс классического танца «Хрустальная туфелька» создан в 1995 году. Предстоящий конкурс 2011 года будет проводиться в седьмой раз.

Неизменным председателем жюри с момента создания конкурса является «этуаль» украинской сцены, художественный руководитель балета ХАТОБ народная артистка Украины С.И.Колыванова.

В состав жюри І-VІ конкурсов "Хрустальная туфелька" входили известные деятели балетного искусства Японии Хироко Такано, Киоко Такахаши, Томоко Кобаяси, солист балета Большого Театра Морихиро Ивато (Япония), профессор хореографии Оу Цзянь Пин, известная балерина Тинг Тина Чен (Китай), народная артистка СССР Нина Сорокина, народная артистка РСФСР Галина Шляпина, народный артист России Игорь Чернышов (Россия), Олеся Пантыкина-Васильева (Болгария), заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Александр Коляденко (Беларусь), заслуженный артист Республики Молдова Юрий Горшков (Молдова), народная артистка Украины Анна Дорош, заслуженный артист Украины Валерий Парсегов, заслуженный артист Украины Виктор Литвинов (Украина) и многие другие выдающиеся деятели искусства.

Многие из лауреатов «Хрустальной туфельки» стали солистами балета разных театров Украины и мира.

Мы гордимся, что первая «звездочка» нынешнего солиста балета Большого театра, лауреата Международных конкурсов Ивана Васильева зажглась в Харькове, на «Хрустальной туфельке-2003», где он завоевал Гран-при.

Впервые на харьковском конкурсе были представлены и стали традиционными номинации:

  • группа самых юных исполнителей (10 лет) в номинации «Приз Надежда»
  • номинация «Классический ансамбль».

В настоящее время детско-юношеские конкурсы хореографического мастерства проводятся очень редко, а их необходимость очевидна. Конкурс дает уникальную возможность обмена профессиональным опытом и информацией в международном масштабе, содействует повышению уровня профессиональной подготовки детей, обогащению связей украинских учебных заведений с ведущими танцевальными школами мира, выявлению наиболее одаренных детей – будущих звезд балета.

География стран участников с каждым новым конкурсом расширяется. "Хрустальная туфелька" встречала гостей из Японии, России, Латвии, Молдовы, Белоруссии, Польши, Египта, многих городов Украины.

VІ Международный конкурс классического танца «Хрустальная туфелька – 2009» открыл имена новых лауреатов:

Хамада Май (Япония), Ивенко Олег, Олейник Юлия (Беларусь, Минск), Матюшенская Софья (Молдова, Кишинев), Брауэр Юлия (Латвия, Рига), Тютюнник Алексей, Котов Сергей, Кравцов Валерий (Украина, Киев), Ивасенко Наталья, Корчевская Диана (Украина, Днепропетровск), Штангей Яна, Ермолаева Полина (Украина, Харьков).

VІІ Международный конкурс «Хрустальная туфелька» будет проходить с 25 по 29 апреля 2011года. Впервые будет предложен программный уровень конкурса для всех возрастных категорий участников.

В финальном Гала-концерте лауреатов и дипломантов, который состоится 29 апреля в Международный День Танца все участники конкурса будут представлены в традиционном классическом проекте «Юность балета», а также в новом современном номере.

Жюри VII Международного юношеского конкурса классического танца «Хрустальная туфелька-2011»

Председатель жюри конкурса - народная артистка Украины, лауреат Международного конкурса, кавалер Ордена Св. Ольги, Почетный гражданин города Харькова, художественный руководитель балета ХАТОБ им.Лысенко Светлана Ивановна Колыванова.

Члены жюри:

Морихиро Ивата – выдающийся танцовщик, солист Большого театра (Москва). Родился в Иокогаме (Япония). Начальное хореографическое образование получил в школе своего отца "Ивата-балет". В 1990-91 гг. стажировался в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии) в классе Александра Бондаренко. В 91-м г. стал солистом труппы "Русский балет" под руководством Вячеслава Гордеева. В труппу Большого театра был принят в 1995 г.

Клявин Дмитрий Робертович - заслуженный артист Украины, директор и художественный руководитель Киевского государственного хореографического училища. В прошлом солист балета Национальной оперы Украины им. Т.Г. Шевченко.

Коляденко Александр Иванович – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, педагог и художественный руководитель Белорусского хореографического колледжа. Закончил Ленинградское хореографическое училище по классу А.И.Пушкина. Ученики А.И.Коляденко танцуют не только в Минске, но и на сценах Японии, Китая, Америки, многих странах Европы. Можно назвать имена Ивана Урбана, Игоря Колба, Ивана Васильева.

Филипьева Елена Валерьяновна – Народная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины им Т.Г.Шевченко, прима балерина театра.

Шляпина Галина Аркадьевна – народная артистка РСФСР, лауреат Международных конкурсов, лауреат Государственной премии РСФСР, выдающаяся балерина лирико-драматического амплуа, педагог-хореограф труппы «Имперский русский балет» (Москва).

Денисенко Владимир Андреевич – заслуженный артист Украины, педагог-репетитор национальной оперы Украины (г. Киев), педагог Киевского государственного хореографического училища, мастер мирового уровня с полувековым стажем педагогической деятельности, воспитавший блистательную плеяду выдающихся танцовщиков, среди которых Вадим Писарев и Леонид Сарафанов.

Люо Кай Хонг – Китай, Пекин. Окончила аспирантуру Пекинской китайской академии танца. В настоящее время – профессор, основатель Северо-Западного института Международного современного танца.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://ballet.kharkov.ua/glossary_word/90#sigProIdf61c23cd69

Новости школы

  • 18 июня 2018г. на сцене Харьковской хореографической школы состоялась премьера спектакля Федерико Гарсиа Лорки ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ

    «Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертвы.»

    Ф.Г.Лорка.

     Федерико Гарсиа Лорка – выдающийся испанский поэт и драматург.

    Трагический поэт, Лорка, обратившись к театру, воскресил трагедию в чистом античном смысле, освободил жанр от наслоений последующих веков – бытовизма, романтизации, примеси фарса. На этом пути у него не было предшественников и не оказалось последователей. И, Лорка, наверное, так и останется единственным в ХХ веке автором трагедий в Испании, чья жизнь и поэзия оборвана на полуслове.

     

    «Самая печальная радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть»

    Ф.Г.Лорка

     

    «Дом Бернарды Альбы» (драма)

    Уникальность этого проекта состоит в том, что подростки играют взрослый спектакль, вживаются в психологию общей концепции драмы и каждого отдельного характера, пропускают через себя всю многогранность драматургии Г.Лорки.

    Интеллектуальный и духовный уровень этих детей (учащихся Харьковской хореографической школы) позволяю им осознать всю сложность данной тематики. Определить ее можно таким образом: каждая личность имеет право на реализацию, и никто не имеет право ограничивать свободу человека. В противном случае, это может привести к серьезной трагедии.

    Все девочки – исполнители в спектакле – яркие индивидуальности. Занятия хореографией, музыкой, живописью, изучение истории театра дали возможность этим детям развиваться всесторонне и гармонично.

    Уникальность проекта также в сочетании высокой драмы с профессиональной хореографией. И дети этим владеют в равной степени. Это стало возможно только в Харьковской хореографической школе, где учащиеся имеют возможность постижения всех видов творчества, свободу выбора, истинное наслаждение процесса Творения!

     

    Действующие лица:

     

    Бернарда – Степанова Алеся

    Мария Хосефа, мать Бернарды – Нагорная София

    Ангустиас, дочь Бернарды – Иващенко Полина

    Магдалена, дочь Бернарды – Бондарь Анастасия

    Амелия, дочь Бернарды – Тугай Мария

    Мартирио, дочь Бернарды – Лобанова Варвара

    Адела, дочь Бернарды – Ковалева Екатерина

    Понсия, служанка – Нестеренко Ксения

    Служанка – Лозун Анна

      

    Режиссер спектакля, педагог актерского мастерства – Елена Приступ

    Хореограф – постановщик – Анна Винограденко

    Светорежиссер – Александр Олешко

     Художественный руководитель Директор Харьковской хореографической школы заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна РЖЕВСКАЯ

     

     

    Александр Анничев (искусствовед):

    На учебной сцене Харьковской хорео­графической школы режиссер-педагог Елена Приступ поставила спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки. Хореографический подтекст драмы воплотила на сцене балетмейстер Анна Винограденко. Художественный руководитель проекта — заслуженный деятель искусств Украины Наталья Ржевская.

    Хорошо зная пьесу, а также посмотрев несколько сценических версий «Бернарды», не мог представить, что когда-нибудь получу приглашение на спектакль, в котором трагические судьбы восьми несчастных женщин представят перед зрителями 12-ти–14-летние девочки, воспитанницы хореографической школы! 
    Отправлялся на спектакль в скептическом настроении, не ожидая от премьеры положительных впечатлений. Мысленно представлял себе, как юные балерины начнут обмахиваться веерами, трясти волнистыми юбками и, кутаясь в шали, изображать испанских донн и сеньорит…

    Испанские страсти

    В запутанном клубке взаимоотношений восьми персонажей этой пьесы трудно разобраться, не вытягивая поочередно нити каждой судьбы из прошлого. То есть тех событий, которые происходили с ними до начала сценического времени. Короткий пересказ не дает полного представления о сложности этого произведения, однако его следует привести.
    Умирает глава семейства дон Антонио Бенавидес, оставив наследство не родной дочери Ангустиас. Из-за наследства к ней сватается молодой парень Пеппе Римлянин. Это событие является истоком драматического действия, потому что в Пеппе влюбляются еще две сестры — Адела и Мартирио. Вдова Антонио, Бернарда, объявляет восьмилетний траур, понимая, что никакой кавалер столь долго ждать до свадьбы не будет. Адела вступает в связь с Пеппе, в это время их застает Мартирио и делает так, что об этом узнает все женское семейство. Бернарда из ружья делает выстрел в сторону Пеппе, затем обманывает всех, будто бы застрелила его. Адела накладывает на себя руки.
    Режиссер Елена Приступ использовала метод игрового театра, в котором мотивации переживаний персонажей передаются через пластический рисунок, создающий иллюзию абсурдного домостроя, но при этом логически обоснованного нелепыми традициями общественного, а, следовательно, и семейного уклада. Поэтому вместо сценографии, обозначающей видимость реальности, используется абстракция прозрачного пространства, не конкретизирующая, а только намекающая на место и время действия. Оговорюсь: не пустого пространства, а реально достигаемого призрачного эффекта за счет использования белых эксельсиоровых кулис. Событийный ряд (подчеркиваю, недетского спектакля) разработан с использованием только действенных глаголов. Эмоциональная, то есть пластическая демонстрация чувств передается в жанровых танцевальных сценах, однако и в них балерины не «хлопочут» лицом, изображая муки, страдания, боль и обиды, а доносят до зрителей подлость совершаемых поступков и их последствия выразительными хореографическими позами — понятными нам символами. При этом глубоко вскрывается суть характеров, страшная, уродливая однобокость мышления закомплексованных женщин, безвинно осужденных на совместную жизнь. 
    Боже мой, взрослые исполнители еще до такого не дошли, а в спектакле детской хореографической школы уже показан во всей красе сложный симбиоз двух видов театрального искусства — драматического и балетного. Перед нами не очередная драматическая версия известного произведения, а оригинальная интерпретация адаптированной именно для такого сценического прочтения пьесы, в которой происходит органичное слияние постановочной и хореографической режиссуры. Само по себе явление уникальное и благотворно влияющее на рост интеллектуального уровня исполнителей не зависимо от того, какую профессию они изберут для себя в будущем.

    Роли и исполнители

    Алеся Степанова ведет роль Бернарды без эмоционального пережима, аскетично, но при этом давая понять, что её Альба не просто очерствевшая женщина, а любящая мать, сдавленная тисками сложных обстоятельств, возникших после смерти мужа. Какая умница Алеся! Какие тонкие чувства подвластны юной исполнительнице, и каким свежим взглядом как бы со стороны вглядывается она в этот сложный сценический персонаж!
    Хороша и старшая дочь Ангустиас в исполнении Тамилы Иващенко. Высокая, статная, неподвластная чужому мнению, она владеет взглядом «над окружающими». Тамила не дает нам намека на сомнение в том, что со временем обязательно станет признанной прима-балериной самой престижной труппы. Это выдает в ней буквально каждая часть тела — стройные ноги, «танцующие» руки и выразительная линия шеи на изящной спине. 
    Катенька Коваленко в облике очаровательной и непосредственной Аделы — воплощение жертвенной любви. Её сценическая героиня оказалась в нравственном тупике, возникшем из-за происков завистливых сестер и матери, не пожелавшей прийти на помощь. После того, как она покончила с собой, Бернарда приказывает своим дочерям молчать о том, как умерла её дочь, чтобы никто и никогда не узнал истинного виновника самоубийства Аделы. 
    Многозначительная Мартирио — клубок хитросплетений. Варвара Лобанова придет ей черты осторожной двуличной натуры, не способной к состраданию. 
    Роль сумасшедшей старухи Хосефы, матери Бернарды, поручили Софии Нагорной. Надо понимать, что этот второстепенный персонаж не занимает ведущего положения в общей системе сценических характеров, но необходим как важная информация из прошлого. С этой ролью София прекрасно справилась, придав облику старухи мистическую странность. Пластика, появляющейся как тревожное пророчество Хосефы, как предостережение, как печальный образец впустую прожитой жизни, талантливо переосмыслена. И кем? Девочкой-подростком! 
    В русле общего психологического состояния играют Анастасия Бондарь (Магдалена), Ксения Нестеренко (Понсия) и Служанка (Анна Лозун).
    В заключение хочу сказать, что Харьков не перестает удивлять замечательными проектами, которые, к сожалению, не всегда находят свое творческое продолжение. Но есть все основания полагать, что в случае с рождением драматического спектакля на учебной сцене Харьковской хореографической школы будет не так.

     

     

     

  • Вниманию родителей дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50

    Уважаемые родители, дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50!

    Вам необходимо в ближайшее время взять справки в школах, в которых Вы закреплены по микрорайону о том, что вы не воспользовались правом учиться в них и предоставить их в приемную ХСШ № 50.