Медико-биологическое сопровождение хореографии

8-10 апреля 2019 года в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой прошла V международная научно-практическая конференция «актуальные вопросы медико-биологического сопровождения хореографии и спорта», проводимая совместно с НГУ имени П.Ф. Легафта (Санкт-Петербург)

 

Вопросы медико-биологического сопровождения хореографии, разработка методов повышения работоспособности танцовщиков, возможность адаптации и использования методических разработок, применяемых в спорте, для развития устойчивости, выворотности и других физических качеств артистов балета и учащихся хореографических учебных заведений на современном этапе развития хореографии чрезвычайно актуальны. Усложнение классического танца, введение в современные балеты сложных высококоординационных движений требуют воспитания универсального танцовщика, способного исполнять как классические, так и современные постановки, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к качеству хореографического образования.

Не менее важны вопросы специфического восстановления, профилактики травматизма, профессиональных заболеваний и их реабилитации у артистов балета и воспитанников хореографических училищ.

Именно этим и объясняется интерес к данной конференции. Если первая конференция в 2014 году, имела статус всероссийской и в ней участвовало всего 30 человек, то юбилейная пятая конференция имела статус международной и в её работе приняли участие представители крупнейших учебных заведений в области хореографического искусства и спорта, научно-исследовательских институтов, театров и студий, всего более 200 человек из более чем 50 орагнизаций из России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Сербии и Австрии.

Непосредственным вдохновителем и организатором всех проводимых конференций является учебно-научная лаборатория медико-биологического сопровождения хореографии Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и её руководитель – кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, истории и теории искусства Ирина Анатольевна Степаник, являющаяся постоянным Председателем организационного комитета Конференции.

Координатором V конференции со стороны «спорта» был выпускник АРБ имени А. Я. Вагановой, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта Санкт-Петербурга Павел Юрьевич Масленников.

Итоги конференции можно сформулировать в следующих актуальных для современной хореографии положениях.

  1. Классический танец является специфическим видом двигательной активности, предъявляющим особые требования как к обучающимся, так и к преподавателям. В связи с этим, подавляющее большинство новейших спортивных технологий совершенствования физических качеств, работоспособности и кондиций являются малоэффективными, а зачастую противопоказанными воспитанникам хореографических училищ и артистам балета. То же следует сказать о номах и медико-биологических оценках физического статуса юных артистов. Воспитанники хореографических училищ и артисты балета имеют иные физиологические параметры нормы и нуждаются в особом, учитывающем специфику профессиональных нагрузок медико-биологическом сопровождении, в рамках которого могут и должны адаптироваться современные технологии совершенствования физических качеств и восстановления после перенесенных нагрузок.

Одним из показательных примеров использования спортивно-педагогической методологии развития физических качеств является «Методика развития координационных способностей на уроке классического танца», предложенная преподавателем кафедры классического и дуэтно-классического танца АРБ имени А.Я. Вагановой Бадаевой Ириной Ивановной.

К числу перспективных медико-биологических  технологий можно отнести миофасциальные кинезиологические приёмы и техники физической реабилитации. Примечательно, что методы проведения физической реабилитации, в отличие от медицинской, могут быть достаточно легко освоены педагогическим составом хореографических учебных заведений путём дополнительной специализации. Тем самым применение миофасциальных методов коррекции тела танцовщика становится доступным педагогам-хореографам (эффективность применения миофасциальных методов коррекции была показана на примере групп подготовительного отделения АРБ, обучавшихся под руководством Д.С. Завалишина и М.В. Макаренко)

  1. Специфика классического танца определяет специфику отбора юных артистов балета, которые в подавляющем большинстве имеют диспластический тип конституции. Взаимосвязь и взаимообусловленность хореографических качеств или «балетной формы» в терминологии П.Ю. Масленникова (выворотности, подъёма, балетной шеи и др.) и диспластического типа конституции была показана в.н.с. НИИ Спорта и спортивно медицины РГУФФКСМиТ, врачом О. С. Васильевым. Этот тип конституции отражает крайнюю разновидность нормы, но при неадекватных нагрузках, либо при недостаточных физических кондициях занимающегося может провоцировать ряд профессиональных заболеваний, вплоть до инвалидизирующих. Поэтому так важно адекватное медико-биологическое сопровождение учащихся хореографических училищ, в рамках которого следует своевременно выдавать индивидуальные рекомендации по совершенствованию физических кондиций и восстановлению после полученных нагрузок. При этом, восстановление должно быть, ка ежедневным, так и в конце недели. Особое внимание следует уделять выдаче индивидуальных рекомендаций по планированию восстановительных мероприятий в каникулярный период. Такое медико-биологическое   сопровождение должно проводиться в тесном контакте с личным педагогом по классическому танцу, а в идеале, со всеми педагогами, осуществляющими учебный процесс у данного ученика (И. А. Степаник)

Однако, как убедительно показал П. Ю. Масленников, без должного совершенствования высшего профессионального хореографического образования разрешить вышеизложенные предложения и рекомендации представляется затруднительным. Единственный выход – совершенствование подготовки хореографических кадров с привлечением специалистов-медиков в качестве консультантов, внедрение в учебный процесс магистерских программ и курсов повышения квалификации, включающих вопросы медико-биологического сопровождения хореографии.

Олег Васильев, Ирина Степаник.

по материалам статьи, опубликованной в журнале "Балет", июль-август №4 (217) 2019

Афиша

Нет событий