Школа сегодня

Харьковская Хореографическая школа

Харьковская хореографическая школа – маленький островок чудес, где царит «Его Величество – Танец!». Формирование и воспитание маленькой личности в ХХІ ст. неразрывно связано с процессом Творения!

Харьковская хореографическая школа, единственная профессиональная балетная школа в г. Харькове, хорошо известна в Украине и за ее пределами. Уникальность школы состоит в бережном сохранении и развитии традиций истинной русской школы классического танца.

В далеком 1957 г. на основе балетной студии при Театре оперы и балета была создана школа, которая не имела даже собственного помещения. Все эти годы бессменным руководителем и идейным вдохновителем школы является заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна Ржевская.

Сегодня в просторном здании школы пять балетных залов, один гимнастический, три теоретических музыкальных класса, три фортепианных класса. После реставрации открыт прекрасный концертный зал.

В хореографической школе преподают высококвалифицированные педагоги, в прошлом или настоящем – солисты балета, имеющие богатый сценический опыт. В настоящее время в ХХШ занимаются около 1000 детей от 3 до 16 лет.

Задачей обучения является не только воспитание будущего профессионального артиста балета, но и разностороннее, гармоничное общеэстетическое образование ребенка.

Начало обучения – подготовительные группы «Терпсихора», где дети 3-5 лет занимаются танцем, гимнастикой, ритмикой. Урок проходит в форме сказки, где дети вместе с педагогами перевоплощаются в различных сказочных героев. Обучение детей 6–9 лет основано на эксклюзивных авторских программах, которые включают:

  • танец – обучение основам хореографии, развитие артистизма, пластической фантазии;
  • гимнастику – раскрытие физических возможностей, укрепление организма, здоровья, воспитание профессиональных данных;
  • ритмику и музыкально-творческую практику – развитие музыкальности, ритма, ладового слуха, вокальных данных;
  • этику: курс "Добродетели", "Азбука театра", "Мифы древних цивилизаций" – воспитание интеллекта, духовное формирование личности;
  • изобразительное творчество – обучение рисованию, развитие пространственной фантазии.
  • Обучение также включает хор, уроки фортепиано, вокал.

Начиная с 3-го класса (1 «балетный» класс) по 8 класс дети изучают классический танец, историко-бытовой, народно-сценический танец, модерн, музыкальную литературу, этику: курс "Славянская мифология", "История религии", историю театра, изобразительное творчество, мастерство актера, фортепиано, музыкально-творческую практику.

Учащиеся Харьковской хореографической школы – постоянные участники и украшение Международных фестивалей и конкурсов балетного искусства. Воспитанники школы многократные лауреаты и дипломанты Международных юношеских конкурсов: "Маленькие звезды" (Болгария, София), Балетного конкурса выпускников (Щецин, Польша), Международного балетного конкурса (Таллинн, Естония), "Арабеск" (Россия, Пермь), "Молодой балет мира" (Сочи, Россия), "Галицька Терпсихора" (Украина, Львов), "Танец без границ" (Украина, Киев), "Одесские жемчужинки" (Украина, Одесса), "Мысль-поток" (Украина, Киев), "Гран При Киев" и др. Харьковская хореографическая школа – инициатор создания и организатор проведения Международного юношеского конкурса классического танца "Хрустальная туфелька". Конкурс, созданный в 1995 году, является членом Международной Федерации балетных конкурсов и по праву считается одним из лучших юношеских фестивалей классического танца.

География членов жюри и участников конкурса весьма разнообразна. Это представители хореографических школ России, Белоруссии, государств Прибалтики, Польши, Чехии, Японии, Китая и многих городов Украины.

Большинство из лауреатов "Хрустальной туфельки" стали солистами балета разных театров Украины и мира.

Неотъемлемым слагаемым творческого развития детей является участие в спектаклях Детского балетного театра на большой и малой сценах Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Лысенко. Выпускники школы, продолжая совершенствовать свое профессиональное мастерство в лучших хореографических училищах Украины и Европы, затем возвращаются в родной город и пополняют балетную труппу Харьковского национального академического театра оперы и балета им Н.В. Лысенко. Среди них: засл. арт. Украины Ирина Клюева, ведущая балерина Алена Шевцова, лауреат международных конкурсов Карина Шатковская и др. Также наши выпускники достойно представляют классическое хореографическое искусство в лучших театрах стран СНГ, Европы и мира. Более 30 лет при Харьковской хореографической школе существует Детский балетный театр. С самых первых лет своего существования Детский балетный театр выполняет высокую воспитательную и образовательную миссию, неся искусство "от детей к детям". Спектакли театра с нетерпением ждут как юные харьковчане, так и дети многих городов и стран. Показ спектаклей для детей небольших городов Украины и России начался с 1999 года в рамках Президентской программы "Сказка приходит к детям" и продолжается и сейчас.

Как явление уникальное, театр известен уже не только в Украине, но и далеко за ее пределами во многих странах Европы, Азии, Америки, Африки. Его артисты с гордостью представляли свою страну, украинский балет на сценах театров Украины, России, Германии, Франции, Финляндии, Испании, Португалии, США, о. Тайвань, на Канарских островах, в Японии, Китае, Египте.

Уникальность театра определена рядом свойственных ему особенностей и достижений:

Труппа юных артистов театра - это дети, получающие высокопрофессиональное обучение классической хореографии в Харьковской хореографической школе, которое основано на лучших традициях русского классического балета (школа А.Я.Вагановой). Репертуар Детского балетного театра - это разнообразные, сложные в профессиональном отношении спектакли, со "взрослой" исполнительской техникой. Это: балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», балеты-сказки К. Хачатуряна «Чиполлино», С. Прокофьева "Золушка", Б. Павловского «Белоснежка и семь гномов», балет-буффонада «Пиноккио», современные балетные постановки «Магия Гарри и Снежная Королева», «Русалочка», балет-фэнтези «Питер Пэн».

Для самых маленьких артистов открыт театр «Эльф», в репертуаре которого балеты-сказки и мюзиклы «Дюймовочка», «Огниво», «Кошкин дом». Ежегодно, к Новогодним и Рождественским праздникам Детский балетный театр представляет новые хореографические сказочные истории.

Детский балетный театр также является участником многих программ международного сотрудничества:

Международная программа "Сказка приходит к детям" (2003-2009 гг.) – гастроли Детского балетного театра в Испании, на Канарских островах, в Португалии; Совместные украино-японские проекты (с 2004 года) – гастроли в Японии в рамках культурного обмена и благотворительных программ, участие японских детей в спектаклях и концертах Детского балетного театра; Крупномасштабные культурные программы в Китае (2010-2018 гг.) – гастроли Детского балетного театра в рамках Международного проекта Пекинской компании "Открытая дверь в искусство". Проекты поражают своей масштабностью, глубоким осознанием и пониманием значения развития культуры, гармонии духовности, творчества и природы. В ходе гастрольно-фестивальных поездок проводятся спектакли в ведущих мегаполисах Китая, творческие встречи с китайскими учащимися и их педагогами, в рамках культурного обмена проводятся открытые уроки и мастер-классы, открываются новые образовательные центры и школы эстетического воспитания. Так, одним из подобных воплощений совместной образовательной деятельности стало открытие в 2016 году балетной школы Natalya Ballet (г.Нинбо). Школа была открыта в апреле 2016г. в рамках инновационного проекта творческого сотрудничества в сфере образования, культуры и искусства и названа в честь Натальи Александровны Ржевской. Многочисленные успешные гастроли артистов Детского балетного театра Харьковской хореографической школы, лекции в крупнейших университетах Китая и мастер-классы, сделали деятельность ХХШ в последние годы брендом и символом украинского стиля в педагогике балета.

За время существования Детского балетного театра юными артистами было показано более 2000 спектаклей на разных сценах мира.

Блистательный успех всех представлений стал причиной того, что Детский балетный театр получил почетное звание "Лучший детский балетный театр Европы и Азии".

Выступления Детского балетного театра способствуют сближению народов разных континентов и стран, поднятию престижа украинского балетного искусства. Дети в зале и дети на сцене. Происходит взаимообмен положительной энергией. Зрители соприкасаются с настоящим, серьезным, сложным искусством классического танца, и происходит то великое Очищение, которое древние греки назвали – Катарсис. Через процесс творения можно осознать быстро меняющийся Мир, в котором, думается, всегда будет место Чудесам: Чудо-Ребенок, и Чудо-Искусство. Харьковская хореографическая школа и Детский балетный театр – это талант, трудолюбие и вдохновение, обретение красоты и гармонии в современном мире, это слава и гордость богатой талантами Украины.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://ballet.kharkov.ua/shkola/shkola-segodnya.html#sigProId8fa6b8d4c4

 

Новости школы

  • 18 июня 2018г. на сцене Харьковской хореографической школы состоялась премьера спектакля Федерико Гарсиа Лорки ДОМ БЕРНАРДЫ АЛЬБЫ

    «Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертвы.»

    Ф.Г.Лорка.

     Федерико Гарсиа Лорка – выдающийся испанский поэт и драматург.

    Трагический поэт, Лорка, обратившись к театру, воскресил трагедию в чистом античном смысле, освободил жанр от наслоений последующих веков – бытовизма, романтизации, примеси фарса. На этом пути у него не было предшественников и не оказалось последователей. И, Лорка, наверное, так и останется единственным в ХХ веке автором трагедий в Испании, чья жизнь и поэзия оборвана на полуслове.

     

    «Самая печальная радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть»

    Ф.Г.Лорка

     

    «Дом Бернарды Альбы» (драма)

    Уникальность этого проекта состоит в том, что подростки играют взрослый спектакль, вживаются в психологию общей концепции драмы и каждого отдельного характера, пропускают через себя всю многогранность драматургии Г.Лорки.

    Интеллектуальный и духовный уровень этих детей (учащихся Харьковской хореографической школы) позволяю им осознать всю сложность данной тематики. Определить ее можно таким образом: каждая личность имеет право на реализацию, и никто не имеет право ограничивать свободу человека. В противном случае, это может привести к серьезной трагедии.

    Все девочки – исполнители в спектакле – яркие индивидуальности. Занятия хореографией, музыкой, живописью, изучение истории театра дали возможность этим детям развиваться всесторонне и гармонично.

    Уникальность проекта также в сочетании высокой драмы с профессиональной хореографией. И дети этим владеют в равной степени. Это стало возможно только в Харьковской хореографической школе, где учащиеся имеют возможность постижения всех видов творчества, свободу выбора, истинное наслаждение процесса Творения!

     

    Действующие лица:

     

    Бернарда – Степанова Алеся

    Мария Хосефа, мать Бернарды – Нагорная София

    Ангустиас, дочь Бернарды – Иващенко Полина

    Магдалена, дочь Бернарды – Бондарь Анастасия

    Амелия, дочь Бернарды – Тугай Мария

    Мартирио, дочь Бернарды – Лобанова Варвара

    Адела, дочь Бернарды – Ковалева Екатерина

    Понсия, служанка – Нестеренко Ксения

    Служанка – Лозун Анна

      

    Режиссер спектакля, педагог актерского мастерства – Елена Приступ

    Хореограф – постановщик – Анна Винограденко

    Светорежиссер – Александр Олешко

     Художественный руководитель Директор Харьковской хореографической школы заслуженный деятель искусств Украины Наталья Александровна РЖЕВСКАЯ

     

     

    Александр Анничев (искусствовед):

    На учебной сцене Харьковской хорео­графической школы режиссер-педагог Елена Приступ поставила спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки. Хореографический подтекст драмы воплотила на сцене балетмейстер Анна Винограденко. Художественный руководитель проекта — заслуженный деятель искусств Украины Наталья Ржевская.

    Хорошо зная пьесу, а также посмотрев несколько сценических версий «Бернарды», не мог представить, что когда-нибудь получу приглашение на спектакль, в котором трагические судьбы восьми несчастных женщин представят перед зрителями 12-ти–14-летние девочки, воспитанницы хореографической школы! 
    Отправлялся на спектакль в скептическом настроении, не ожидая от премьеры положительных впечатлений. Мысленно представлял себе, как юные балерины начнут обмахиваться веерами, трясти волнистыми юбками и, кутаясь в шали, изображать испанских донн и сеньорит…

    Испанские страсти

    В запутанном клубке взаимоотношений восьми персонажей этой пьесы трудно разобраться, не вытягивая поочередно нити каждой судьбы из прошлого. То есть тех событий, которые происходили с ними до начала сценического времени. Короткий пересказ не дает полного представления о сложности этого произведения, однако его следует привести.
    Умирает глава семейства дон Антонио Бенавидес, оставив наследство не родной дочери Ангустиас. Из-за наследства к ней сватается молодой парень Пеппе Римлянин. Это событие является истоком драматического действия, потому что в Пеппе влюбляются еще две сестры — Адела и Мартирио. Вдова Антонио, Бернарда, объявляет восьмилетний траур, понимая, что никакой кавалер столь долго ждать до свадьбы не будет. Адела вступает в связь с Пеппе, в это время их застает Мартирио и делает так, что об этом узнает все женское семейство. Бернарда из ружья делает выстрел в сторону Пеппе, затем обманывает всех, будто бы застрелила его. Адела накладывает на себя руки.
    Режиссер Елена Приступ использовала метод игрового театра, в котором мотивации переживаний персонажей передаются через пластический рисунок, создающий иллюзию абсурдного домостроя, но при этом логически обоснованного нелепыми традициями общественного, а, следовательно, и семейного уклада. Поэтому вместо сценографии, обозначающей видимость реальности, используется абстракция прозрачного пространства, не конкретизирующая, а только намекающая на место и время действия. Оговорюсь: не пустого пространства, а реально достигаемого призрачного эффекта за счет использования белых эксельсиоровых кулис. Событийный ряд (подчеркиваю, недетского спектакля) разработан с использованием только действенных глаголов. Эмоциональная, то есть пластическая демонстрация чувств передается в жанровых танцевальных сценах, однако и в них балерины не «хлопочут» лицом, изображая муки, страдания, боль и обиды, а доносят до зрителей подлость совершаемых поступков и их последствия выразительными хореографическими позами — понятными нам символами. При этом глубоко вскрывается суть характеров, страшная, уродливая однобокость мышления закомплексованных женщин, безвинно осужденных на совместную жизнь. 
    Боже мой, взрослые исполнители еще до такого не дошли, а в спектакле детской хореографической школы уже показан во всей красе сложный симбиоз двух видов театрального искусства — драматического и балетного. Перед нами не очередная драматическая версия известного произведения, а оригинальная интерпретация адаптированной именно для такого сценического прочтения пьесы, в которой происходит органичное слияние постановочной и хореографической режиссуры. Само по себе явление уникальное и благотворно влияющее на рост интеллектуального уровня исполнителей не зависимо от того, какую профессию они изберут для себя в будущем.

    Роли и исполнители

    Алеся Степанова ведет роль Бернарды без эмоционального пережима, аскетично, но при этом давая понять, что её Альба не просто очерствевшая женщина, а любящая мать, сдавленная тисками сложных обстоятельств, возникших после смерти мужа. Какая умница Алеся! Какие тонкие чувства подвластны юной исполнительнице, и каким свежим взглядом как бы со стороны вглядывается она в этот сложный сценический персонаж!
    Хороша и старшая дочь Ангустиас в исполнении Тамилы Иващенко. Высокая, статная, неподвластная чужому мнению, она владеет взглядом «над окружающими». Тамила не дает нам намека на сомнение в том, что со временем обязательно станет признанной прима-балериной самой престижной труппы. Это выдает в ней буквально каждая часть тела — стройные ноги, «танцующие» руки и выразительная линия шеи на изящной спине. 
    Катенька Коваленко в облике очаровательной и непосредственной Аделы — воплощение жертвенной любви. Её сценическая героиня оказалась в нравственном тупике, возникшем из-за происков завистливых сестер и матери, не пожелавшей прийти на помощь. После того, как она покончила с собой, Бернарда приказывает своим дочерям молчать о том, как умерла её дочь, чтобы никто и никогда не узнал истинного виновника самоубийства Аделы. 
    Многозначительная Мартирио — клубок хитросплетений. Варвара Лобанова придет ей черты осторожной двуличной натуры, не способной к состраданию. 
    Роль сумасшедшей старухи Хосефы, матери Бернарды, поручили Софии Нагорной. Надо понимать, что этот второстепенный персонаж не занимает ведущего положения в общей системе сценических характеров, но необходим как важная информация из прошлого. С этой ролью София прекрасно справилась, придав облику старухи мистическую странность. Пластика, появляющейся как тревожное пророчество Хосефы, как предостережение, как печальный образец впустую прожитой жизни, талантливо переосмыслена. И кем? Девочкой-подростком! 
    В русле общего психологического состояния играют Анастасия Бондарь (Магдалена), Ксения Нестеренко (Понсия) и Служанка (Анна Лозун).
    В заключение хочу сказать, что Харьков не перестает удивлять замечательными проектами, которые, к сожалению, не всегда находят свое творческое продолжение. Но есть все основания полагать, что в случае с рождением драматического спектакля на учебной сцене Харьковской хореографической школы будет не так.

     

     

     

  • Вниманию родителей дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50

    Уважаемые родители, дети которых зачислены в 1-Б и 1-В классы ХСШ № 50!

    Вам необходимо в ближайшее время взять справки в школах, в которых Вы закреплены по микрорайону о том, что вы не воспользовались правом учиться в них и предоставить их в приемную ХСШ № 50.